Оперную классику осовременили

17.04.2009, 18:18

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Мариинском театре дают премьеру. Здесь впервые объединили две оперы — последнюю Чайковского «Иоланта» и первую Рахманинова «Алеко».

Сегодня в Мариинском театре премьера необычного произведения. Здесь впервые объединили две оперы — последнюю Чайковского «Иоланта» и первую Рахманинова «Алеко». Сделали это потому, что именно юношеское произведение Рахманинова очень сильно впечатлило Чайковского. В нетрадиционной постановке цыганка Земфира предстает в джинсах, а Иоланта попадает в клинику.

На генеральном прогоне двух опер побывал корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Перед выходом на сцену певица настраивает свой голос, как музыкальный инструмент. Вероника Джиоева закрывая ухо, проверяет точность звучания.

Обладательница мягкого сопрано гордится, что в Испании поклонники оперы признали в ней настоящую цыганку Земфиру. Джиоева неоднократно пела в «Алеко», но это были концертные выступления, а сегодня она впервые будет исполнять партию и танцевать. Имеющей природный темперамент осетинке это дается легко.

Вероника Джиоева, исполнительница партии Земфиры: «Танец, происходящий во время свадьбы, очень эмоциональный, очень эффектный. Мне нетрудно, потому что я участвовала в более тяжелых постановках. Там надо было петь почти стоя на голове. Нужно просто вжиться в образ сильной и в то же время мягкой, любящей женщины. Нужны контрасты».

Контрастов в новой сценической версии оперы Сергея Рахманинова «Алеко» немало. Сцена свадьбы явно диссонирует с мрачными декорациями. Привычную атмосферу цыганского табора польский режиссер создавать не захотел.

Действие, полное драматизма, по мнению Мариуша Трелинского, сегодня может разворачиваться не на берегу реки, как значится в либретто, а в порту или на заброшенном заводе. Любовный треугольник и кровавую развязку просто необходимо подать так современно.

Эта премьера в Мариинском в каком-то смысле станет выполнением творческого завещания Чайковского. Известно, что в 1891 году Пётр Ильич получил заказ от дирекции Императорских театров на одноактные оперу и балет.

Поначалу даже «Щелкунчика» и «Иоланту» давали вместе. Но когда композитор увидел оперу юного Рахманинова «Алеко», решил, что и «Иоланту», и «Алеко» нужно давать непременно вместе в один день. Настолько близки эти произведения и по духу, и музыкальному языку.

По мнению Трелинского, эти оперы все же больше объединяют главные героини, Иоланта и Земфира. Безумная любовь и драматические судьбы. Режиссер даже подредактировал финал «Иоланты». Теперь он стал трагическим. Прозрев, Иоланта не смогла жить в мире света.

Гелена Гаскарова, исполнительница партии Иоланты: «Радужная опера со своими темными сторонами. Но мне гораздо ближе яркий конец, все позитивное и светлое. Это ближе, чем сцена какого-то сумасшествия».

Трелинский свою версию образа объясняет просто. Известно, что Татьяна в «Онегине» и Иоланта являются альтер-эго самого Чайковского.

Мариуш Трелинский, режиссер-постановщик: «Об „Иоланте“ говорят, что это простая красивая сказка. На самом деле, это ерунда. Опера была написана композитором в конце жизни, когда Чайковский дважды пытался покончить с собой».

Сегодня мировая опера, похоже, лихорадочно ищет выход из кризиса. Потому что эпатировать современную публику все сложнее. А возвращаться в милые и понятные постановки XIX века невозможно. Но оригинальные трактовки порой действительно могут заставить по-новому взглянуть не только на произведения, но и на их создателей.

Читайте также