Битва за солдатские могилы

17.04.2009, 20:16

Видеосюжет: Максим Березин
Видео программы «Сегодня»

В североосетинском селе Эльхотово разгорается нетривиальный конфликт.

В североосетинском селе Эльхотово разгорается нетривиальный конфликт. Местный житель Александр Колхидов повздорил с поисковиками, которые ищут останки солдат, павших в Великую Отечественную.

По сведениям поисковиков, на садовом участке пенсионера находится братская могила. А это значит, что нужно провести раскопки, постараться идентифицировать останки и перезахоронить героев с подобающими почестями. Но Колхидов против, ведь от сада во многом зависит его жизнь.

Репортаж корреспондента НТВ Максима Березина.

Дом Александра Колхидова для поискового отряда уже несколько месяцев — неприступная крепость, взять которую пытались и уговорами, и обещаниями. Но доказать сельчанину, что на его приусадебном участке в 1943 году похоронили роту советских солдат, попавших в немецкое окружение, так и не получилось.

Александр Колхидов: «Я столько лет здесь живу, так ни разу ничего не было там выкопано, ничего. Ни одной косточки человеческой не было найдено».

На очередную беседу с Колхидовым поисковики привезли чиновника из сельской администрации и местного старейшину. Георгий Улубиев, единственный оставшийся из тех, кто помнит, где хоронили погибших бойцов. В далеком 43-м его, 16-летнего подростка, зачислили в похоронную команду.

Георгий Улубиев: «Я сколько раз поднимал вопрос, чтобы людей перезахоронили и в братскую могилу перевезли? Но никто так по-настоящему не хотел заняться этим вопросом».

Воспоминания Георгия Улубиева — основное доказательство, которое есть у поисковиков. Но его, похоже, недостаточно, чтобы пожертвовать фруктовым садом.

Александр Колхидов: «У меня там деревья посажены, нельзя копать, нельзя!»

Разговор продолжается уже на повышенных тонах. У Александра Колхидова свои весомые аргументы: для семьи, живущей натуральным хозяйством, раскопки в огороде сродни катастрофе.

Представитель поискового отряда: «У нас есть документы, подтверждающие, что на Вашем участке захоронение. Мы понимаем Ваши опасения по поводу деревьев и готовы их вам купить».
Александр Колхидов: «Не надо мне ничего покупать. Я видел, как вы яму выкопали и оставили».

По данным поисковиков, точно посередине спорного участка были вырыты несколько траншей, в которых остались более 50 бойцов.

Представитель поискового отряда: «Давайте посмотрим»
Александр Колхидов: «Давайте. Где ты там увидел окоп?»
Представитель поискового отряда: «А на берегу нет окопа?»
Александр Колхидов: «Нету».

В окопах и траншеях павшие красноармейцы пролежали несколько месяцев. Времени на их погребение в коротких перерывах между массированными немецкими атаками не было.

Ожесточенная битва за Эльхотовские ворота, от исхода которой зависело, прорвутся ли фашистские войска к грозненской и каспийской нефти, закончилась отступлением генерала Клейста. Только тогда появилась возможность предать погибших земле. И Георгий Улубиев уверен, что именно здесь, на возвышенности, он выполнял свою скорбную миссию.

Георгий Улубиев: « Здесь было все изуродовано, окопы были в этой стороне. Мы в окопы погибших их опускали».

Проникнуть на территорию огорода поисковикам один раз все же удалось. С разрешения супруги Александра Колхидова они проверили участок металлоискателем.

Представитель отряда поисковиков: «Мы находили стрелянные гильзы с трехлинеек».
Александр Колхидов: «Без меня ходили здесь?»
Представитель отряда поисковиков: «Да, возможно без вас».
Александр Колхидов: «А какое право Вы на это имели?»
Представитель отряда поисковиков: «Ну, подавайте в суд тогда».
Александр Колхидов: «Подам, если надо будет!»

Доказать сельчанину, что на его участке шел ожесточенный бой, не получилось и в этот раз. Администрация села в конфликт предпочитает не вмешиваться, надеясь, что стороны все-таки найдут общий язык.

Чеджемов Казбек, глава селения Эльхотова: «Если поступать правильно, то сделать нужно так: снять урожай , а потом проводить работы. Но если есть необходимость, я думаю, мы найдем с ним компромисс».

50 соток земли, ставшей предметом спора, Александр Колхидов не приватизировал. Поэтому формально поисковики, получив необходимые разрешения, все же смогут начать эксгумационные работы. Другое дело, что сделать это без разрешения хозяина им не позволят местные обычаи.

Читайте также