Ушли с миром

16.04.2009, 20:21

Видео программы «Сегодня»

Россия де-юре завершила одну из самых долгих и тяжелых кавказских кампаний в истории. На территории Чечни официально отменен режим контртеррористической операции, действовавший почти 10 лет. Отныне в глазах закона Чечня — такой же субъект федерации, как, скажем, Бурятия или Костромская область.

Сегодня Россия де-юре завершила одну из самых долгих и тяжелых кавказских кампаний в своей истории. С ноля часов на территории Чечни официально отменен режим контртеррористической операции (КТО), действовавший почти 10 лет — с 1999 года. Отныне в глазах закона Чечня — такой же субъект федерации, как, скажем, Бурятия или Костромская область.

Среди прочего «режим КТО», как стали называть его в обиходе, предусматривает ограничение гражданских свобод (например, права митинговать), контроль телефонных переговоров, принудительное переселение жителей, ужесточение режима въезда-выезда… В общем, контроль за территорией передается в руки федеральных силовиков. Теперь же власть и ответственность — снова в руках местного руководства. Рамзан Кадыров давно добивался этой отмены.

Корреспондент НТВ Сергей Морозов с подробностями.

Итак с нуля часов сегодняшнего дня в Чечне прекращает действие режим контртеррористической операции, который существовал там последние 10 лет. В практическом плане это означает, что в республике больше не будут проводиться мероприятия, предусмотренные Федеральным законом о противодействии терроризму.

Имеются в виду проверка документов у физических лиц и отправка лиц, у которых этих документов не оказалось, в органы МВД или иные компетентные органы; прослушивание телефонных переговоров и просмотр почтовых отправлений; отселение жителей из опасных районов в безопасные; право участникам контртеррористической операции доступа в любые жилые помещения, а также на участки, и наконец, контроль на границах как самих граждан, так и их имущества.

Сегодня Рамзан Кадыров приветствовал решение об отмене режима контртеррористической операции, заявив, что это поможет экономическому восстановлению его страны.

Рамзан Кадыров, президент Чеченской Республики: «Есть очень много интересных у нас проектов, и люди желают участвовать в них. Раньше они этого не сделать, так как у нас не работал аэропорт, не было таможни, а ведь богатые люди всегда ищут безопасное место. А сегодня руководство Российской Федерации подтвердило, что у нас — самый безопасный регион на территории Российской Федерации».

МВД России в ближайшее время собирается реорганизовать службу, отозвав из Чечни до 20 тысяч милиционеров и сотрудников других силовых структур, которые были там временно расквартированы.

Вероятно, в ближайшее время Чеченская Республика захочет организовать собственную таможенную службу и также преобразовать аэропорт Грозного в международный. Правда, сегодня в Федеральной таможенной службе России заявили, что пока еще Чечня не готова к самостоятельному таможенному контролю. В любом случае последнее слово в отношении статуса аэропорта будет за Москвой.

С сегодняшнего дня автоматически снимаются ограничения для журналистов, которые хотят работать в Чечне. Об этом заявил министр информации Чеченской Республики. Теперь представители СМИ смогут работать в Чечне точно так же, как и в других субъектах федерации.

10 лет назад, в августе 1999 года чеченские отряды под водительством Шамиля Басаева, а также арабского наемника Хоттаба вторглись в Дагестан, где им противостояли федеральные войска. Таких вторжений было несколько и последнее, сентябрьское, сопровождалось масштабным и беспрецедентным терактом, взрывами жилых домов в Москве, Волгодонске и Буйнакске.

Российские правоохранительные органы считают, что организаторами этих взрывов были чеченские экстремисты. Только после этого 23 сентября 1999 года президент Борис Ельцин подписал указ о создании Объединенной группы войск, в которую вошли представители всех силовых структур России.

Тогда же, в конце сентября, началась операция в Чечне. И уже где-то к декабрю 1999 года федеральные войска контролировали практически всю равнинную часть республики. 29 февраля федеральные силы взяли Шатой, после чего командующий Объединенной группировкой Геннадий Трошев заявил, что операция в основном завершена и осталось лишь рассеять остатки банд.

Тем не менее, уже в марте 2000 года федеральные силы снова вступили в крупное сражение — на этот раз с бандой Руслана Гелаева, захватившей село Комсомольское. Банда была разбита, а боевые действия с этого момента перенесли в основном в горы, где российские спецслужбы занимались уничтожением отдельных групп либо главарей банд-формирований.

Лидеры чеченского подполья в то время пытались перенести террористическую деятельность за пределы Чечни. В 2002 году экстремисты захватили театральный центр на «Дубровке», а в 2004 — школу в североосетинском Беслане.

Тогда российские правоохранительные органы возложили ответственность за организацию этих терактов на Аслана Масхадова, Зелимхана Яндарбиева и араба Абузейта. Все они впоследствии были уничтожены. Чеченским террористам удалось провести покушение и убить президента Ахмада Кадырова, который был избран на этот пост уже после того, как началась контртеррористическая операция.

В целом все эти теракты не смоли предотвратить общий ход контртеррористической операции и за последний год, как сообщают в МВД Чечни, не было зарегистрировано ни одной экстремистской вылазки. Более того, органы правопорядка внутри Чечни смогли обеспечить проведение около 300 массовых акций, в которых тоже все прошло без инцидентов.

Если говорить о потерях, то, по официальным данным, за первые три года операции со стороны федеральных сил в общей сложности погибли более 4,5 тысяч человек, ранено 15,5 тысяч. Из мирных жителей погибло около 5–6 тысяч, а боевиков — примерно 13–14 тысяч.

Читайте также