НиКТО больше

16.04.2009, 17:14

Видеосюжет: Владимир Кондратьев
Видео программы «Сегодня»

Режим контртеррористической операции (КТО) был введен в Чечне в октябре 1999 года. Отныне же в республике снимаются определенные ограничения, в частности, на передвижение граждан, функционирование аэропортов. Политики и общественность, хотя и с оговорками, в целом положительно расценивают решение Москвы.

Согласно распоряжению президента Медведева, Национальный антитеррористический комитет отменил в Чечне режим контртеррористической операции (КТО). Ряд ограничений был введен республике в октябре 1999 года как ответ на вторжения боевиков в Дагестан.

Обозреватель НТВ Владимир Кондратьев — о режиме, в котором Чечня жила почти десять лет.

Режим контртеррористической операции был введен в Чечне в октябре 1999 года. Это было уже при Путине, назначенном тогда премьер-министром. До ухода Ельцина оставалось не так много времени. Путин самым решительным образом отреагировал на вторжение боевиков Шамиля Басаева и Хаттаба в Дагестан.

Федеральные войска после упорных боев взяли под контроль всю равнинную территорию Чечни, боевики скрылись в горах. С тех пор и до последнего времени в Чечне действовали определенные ограничения, предусмотренные режимом контртеррористической операции. Это порядок досмотра граждан, контроль за их передвижением, функционирование аэропортов и тому подобное. И с сегодняшнего дня с нуля часов московского времени все эти ограничения снимаются.

«С указанного времени мероприятия по борьбе с терроризмом в данном субъекте Российской Федерации будут осуществляться в соответствии с общим порядком, действующим в других регионах страны. Такое решение призвано обеспечить условия для дальнейшей нормализации обстановки в республике, восстановления и развития ее социально-экономической сферы», — говорится в заявлении ФСБ РФ.

Федеральные войска, дислоцированные в Чечне, будут поэтапно выводиться в другие регионы страны. Это, как минимум, 20 тысяч военнослужащих внутренних войск. Правда, в Москве было заявлено, что вывод не коснется 42-й мотострелковой дивизии Минобороны и 46-й отдельной бригады внутренних войск МВД, размещенных там на постоянной основе.

Примечательно, что первым о скорой отмене контртеррористического режима еще 20 марта сообщил Рамзан Кадыров. Однако российские военные чины заявили, что впервые об этом слышат. Тем не менее, президент Медведев вскоре дал поручение рассмотреть этот вопрос.

Дмитрий Медведев, президент России: «В связи с тем, что обстановка вокруг Чеченской Республики в существенной степени нормализована, жизнь в регионе входит в нормальное русло, строятся современные объекты, решаются социальные задачи, я полагаю, есть необходимость рассмотреть вопрос о правовом режиме контртеррористической операции, который действует на территории Чеченской республике. Предлагаю рассмотреть эту проблему на заседание Национального антитеррористического комитета и принять необходимые решения».

Рамзан Кадров настолько доволен, что готов объявить сегодняшнее событие национальным праздником Чечни. Кадыров считает, что борьба с террористами завершена. По его словам, в горах осталось всего 70 боевиков, и в ближайшее время с ними будет покончено. В настоящее время идут разговоры даже о возможном возращении в Чечню Закаева из Лондона.

В Чечню, по мнению руководства республики, пойдет поток иностранных инвестиций, республика станет донором для отстающих регионов. Снимаются ограничения для работы всех журналистов. Словом, война окончательно уходит в прошлое, и республика идет в счастливое будущее.

Рамзан Кадыров, президент Чеченской Республики: «У нас есть ряд интересных проектов, в которых многие желают участвовать. Раньше они этого сделать не могли, так как у нас не работал аэропорт и не было таможни. А богатые люди всегда ищут безопасное место. И сегодня руководство страны подтвердило, что Чечня — самый безопасный регион на территории Российской Федерации».

Обозреватель: «А войска из Чечни будут выводиться?»

Рамзан Кадыров, президент Чеченской Республики: «У нас обязательно должны оставаться бригада и дивизия. Потому что Чечня — это приграничный регион, это рубеж России».

Политики и общественность, хотя и с оговорками, в целом положительно расценивают решение об отмене режима контртеррористической операции. Правозащитники, правда, полагают, что тем самым Кадыров еще больше усилит свое авторитарное правление.

Борис Грызлов, председатель Госдумы РФ, руководитель фракции «Единая Россия»: «Данное решение фактически констатирует то улучшение ситуации в Чеченской Республике, которое мы видим».

Важное значение может иметь предоставление статуса международного аэропорта в Грозном, а также введение там таможенного досмотра. В чеченской столице надеются получить контроль за частью природных богатств республики и, прежде всего, нефти.

Нельзя сказать, что в Москве не взвешивают все «за» и «против» данной ситуации с точки зрения усиления самостоятельности нынешнего чеченского руководства. Молодой президент Кадыров, например, совсем недавно положительно высказывался о многоженстве. Да и вообще создается впечатление, что законы шариата имеют для чеченцев куда большее значение, нежели российская Конституция.

Но Кадыров заявляет, что не может быть и речи о независимости Чечни от России. Глава республики на деле доказал, что способен положить конец крупномасштабному насилию в Чечне. Сейчас у него появляются новые возможности, но и значительно больше ответственность.

Читайте также