От классики до постмодерна: «Петербургский театральный сезон» добрался до Сербии

14.11.2015, 11:37

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Белграде театральные коллективы Северной столицы России представили один из крупнейших культурных проектов Европы.

Шесть театральных коллективов с берегов Невы от «Балтийского дома» до «Комик-треста представили пять постановок. Корреспондент НТВ Павел Рыжков лично посмотрел весь репертуар фестивального тура.

Песней группы „Воскресение“», исполненной уже на бис, актеры театра Комиссаржевской буквально завели белградскую публику. В постановке брехтовской пьесы «Ваал» о поэтах-бунтарях болгарский режиссер Морфов увидел таких рок-музыкантов, как Джимми Хендрикс, Джим Моррисон и Майк Науменко.

Александр Баргман, исполнитель роли Ваала, главный режиссер театра им. Комиссаржевской: «Понимаем, что это Сербия, что это Морфов, что это Балканы. Для нас все это важно и трепетно».

«Петербургский театральный сезон» уже проходил в Марселе и Милане, Тбилиси, Дрездене и Праге. На этот раз — в Белграде. 9-й по счету культурный марафон оказался самым масштабным: пять театров и 170 человек представляли свои лучшие спектакли. На экскурсиях по столице Сербии каждый коллектив искал свои способы вдохновения: и в стоящемся православном храме на 12 тысяч верующих, и в уже ставших трагическим символом разбомбленных домах. Леонид Алимов с разрешения потомков сербских правителей, которые сегодня распоряжаются королевским дворцом, погружался в его интерьеры, чтобы сыграть своего кровавого Макбета.

Леонид Алимов, исполнитель роли Макбета, актер театра-фестиваля «Балтийский дом»: «Сами виды, красоты лежащего внизу Белграда как-то поднимают настроение и дух».

Режиссер шекспировского «Макбета», немец Люк Персиваль специально приехал, чтобы адаптировать спектакль к белградской сцене.

Фасад Югославского драматического театра весьма неординарен. Внутри монументальный ампир, а снаружи он укрыт стеклянной хайтековской стеной. Такое необычное соединение стилей проявилось и в репертуаре «Петербургского сезона» — от классических до ультрасовременных постановок.

Тамара Вукович, директор Югославского драматического театра, актриса: «Моя первая и самая главная роль была в „Преступлении и наказании“ — Соня Мармеладова. Мне было 22 года. Тогда я познакомилась с Раскольниковым, и он стал моим мужем».

Поэтому спектакль «Братья» по роману Достоевского для Тамары Вукович оказался особенным. Психоделическая постановка молодой команды «Приюта комедианта» явно произвела впечатление на белградских театралов.

Зрительница: «Да, это фантастика. Было очень хорошо. Мне понравилось».
Зритель: «Да мне очень понравилось. Особенно момент, когда рассказывали про убийство. Я просто был в шоке».
Надежда Толубеева, исполнительница роли Катерины Ивановны, актриса театра «Приют комедианта»: «Мы очень волновались и хотели поскорее узнать, как воспримет нас другая публика, другая страна на другом языке. Потому что в этом спектакле помимо слова очень много энергии».

Слова другого русского классика Чехова звучали в бессмертном «Вишневом саде» в постановке «Русской антрепризы» имени Андрея Миронова. Исполнитель роли Фирса Эрнст Романов сперва явно сбил с толку публику, произнеся финальный трагический монолог на сербском. Потом зрители долго не отпускали труппу со сцены, приветствуя актеров стоя.

Плотность гастрольных спектаклей петербургских театров была такова, что всю программу было невозможно показать на одной сцене. Поэтому «Комик-тресту» персонально был предоставлен зал «Русского дома». Юмор у этого коллектива понятен без перевода и всегда зашкаливал. А их девиз таков: «Лучше смеяться над нами, чем плакать над собой».

Шестым гастрольным коллективом в Белграде стали экспонаты театра имени Деммени.

Виктор Минков, художественный руководитель фестиваля «Петербургский театральный сезон», директор театра «Приют комедианта»: «Марионетки — это дети, люди, такие же, как и мы. Это застывшие потрясающие фигуры, какими можем быть мы много-много лет спустя. Данная театральная коллекция кукол пережила блокаду. Это, действительно, украшение».

Актеры театра разыгрывали сценки прямо в фойе и явно влюбили в себя большую часть зрителей. С некоторыми кукольными персонажами многие желали обняться. Кстати, без этих участников не обходится ни один из подобных фестивальных туров. Так что их смело можно считать символами не только Невского проспекта, но и всего «Петербургского театрального сезона».

Читайте также