Архитекторы изучают уникальные сооружения XIX века, найденные на нижегородском складе

13.11.2015, 11:26

Видео программы «Сегодня»

В Нижнем Новгороде архитекторы сейчас изучают каждый сантиметр неприметного портового склада. Под килограммами шифера и бетона специалисты разглядели уникальную металлическую конструкцию, по ценности и изящности работы способную потягаться с главным символом Парижа.

Просматривая старые фотографии, нижегородский архитектор Денис Плеханов увидел знакомые очертания. Он узнал стиль — металлические кружева, огромные пролеты и клепки вместо привычной сварки. Это оказалось ангаром в речном порту. Архитектор немедленно отправился на место и поразился — несущие конструкции склада оказались уникальной работой мастеров позапрошлого века. Установить точную дату оказалось несложно.

Денис Плеханов: «В истории Нижнего Новгорода было только одно событие, ради которого могло быть создано вот такое здание. Это выставка 1896 года».

Конструкции центрального павильона пятнадцатой всероссийской художественно-промышленной выставки, которая проходила на Ходынском поле в Москве, были созданы еще до того, как Эйфель спроектировал свою знаменитую башню. Ажурные арки — работа архитектора Александра Померанцева, а построены они были на средства Саввы Мамонтова и Саввы Морозова. Под этими сводами ходил император Николай II.

Но как конструкции, построенные в столице, оказались в Поволжье? Исторический факт — царские казначеи, повинуясь высочайшему приказу, оптимизировали расходы. Металлические арки — часть центрального павильона Всероссийской выставки в Москве. В 1882 году их демонтировали и перевезли в Нижний Новгород. Таким образом организаторы сэкономили и конструкции не пришлось строить заново.

Металлические каркасы московских павильонов разобрали, погрузили в вагоны и на пароходы и вновь собрали для шестнадцатой всероссийской выставки в Нижнем Новгороде, которая проходила в 1896 году. Она стала последней перед революцией.

Главная задача, говорят архитекторы, находку эту сохранить. Павильон выставки — наше достояние. Сейчас павильон находится на территории режимного предприятия и используется как складское помещение. Его бы перенести, сделать доступным публике, освободить от кирпича и шифера, открыть внутри зимний сад или манеж. Эйфелеву башню в Париже ежедневно осматривают тысячи туристов, а ажурными арками российского мастера-новатора пока любуется только охранник склада в речном порту.

Подробности — в репортаже корреспондента НТВ Виталия Калугина.

Читайте также