Бои премьерного значения

13.04.2009, 19:41

Видео программы «Сегодня»

В Таиланде противостояние властей и оппозиции вошло в решающую стадию — дело дошло до стрельбы боевыми патронами.

В Таиланде противостояние властей и оппозиции вошло в решающую стадию — сегодня дело дошло до стрельбы боевыми патронами. Это случилось в ходе очередной стычки митингующих с войсками.

Акции протеста в Бангкоке и других городах продолжаются уже третью неделю. Среди прочего демонстранты сорвали проходивший в Паттайе саммит АСЕАН, но терпение властей кончилось, когда митингующие заблокировали центр столицы и стали захватывать армейские бронемашины — дело запахло переворотом и на разгон бунтарей бросили армию.

Павел Матвеев следит за сообщениями. Репортаж НТВ.

К этому все и шло — по-азиатски размеренно, но неуклонно. «Последняя битва за демократию», как называет свои протесты оппозиция, сегодня и в самом деле стала битвой. Спровоцировали ее сами демонстранты, с конца марта митинговавшие, скандировавшие и требовавшие — и сегодня сменившие тактику. Вера в то, что митинги, скандирование и требования дадут результат, все эти дни потихоньку таяла, и вот сегодня растаяла совсем.

Политической противостояние достигло апогея в выходные. После того как в Паттайе демонстранты не дали спокойно пообщаться лидерам стран АСЕАН, в Бангкоке премьер-министр Таиланда — чьей отставки бунтари и добиваются — ввел чрезвычайное положение.

Но какое там. Люди в красных рубашках — цвет оппозиции — и не думали расходиться. Напротив, ряды их становились все шире, а поступки все воинственнее. Центральные улицы Бангкока перегораживали угнанными машинами, кострами и собственными телами. Когда попытки вступить с «красными» в переговоры закончилась метанием в военных бутылок с зажигательной смесью, стало ясно — политика кончилась. Началась собственно битва.

Упомянутые бутылки и камни с палками — с одной стороны; водометы, дубинки и слезоточивый газ — с другой. Ну а потом раздалась стрельба. Военные клянутся, что в воздух и холостыми.

Сонгкити Джагабатара, главнокомандующий армией Таиланда: «Мы никогда не направим оружие на свой народ. Все эти люди — тайцы, и мы уважаем их. Мы можем применить оружие только для самозащиты. Мы действуем, и будем действовать исключительно в рамках закона».

Среди семи десятков раненых, тем не менее, есть и раненные из огнестрельного оружия, причем с обеих сторон. Что, в общем, не удивительно при таком масштабе противостояния — в городе, по самым скромным подсчетам, 40 тысяч бунтарей и примерно столько же солдат. Вполне возможно, до пресловутой самозащиты дело могло и дойти. Тем более что это слово представители властей повторяют подозрительно часто.

Абхисит Ветчачива, премьер-министр Таиланда: «Сегодня утром армия начала освобождать блокированные демонстрантами улицы и перекрестки. Операция проходит в духе моей политики — с использованием максимально мягких мер воздействия. Оружие с нашей стороны будет применяться исключительно для самозащиты».

К середине дня армейский опыт начал брать верх над партизанской самоотверженностью — оппозиционеров из центра города потеснили. На счастье властей, бунт не стал военным переворотом — армия оказалась на стороне правительства. Что помогает премьеру держаться уверенно.

Абхисит Ветчачива, премьер-министр Таиланда: «Если вы хотите помочь властям вернуть в страну мир, идите по домам. Чтобы мы с вами могли строить здоровое, сильное и мирное общество вместе».

Впрочем, это пока лишь локальный успех властей, и до «здорового мирного общества» Таиланду как пешком до неба. За последние три года власть в стране менялась четырежды — с митингами, арестами и прочим беспокойством, очень похожим на сегодняшнее. В способность нынешнего премьера Ветчачивы удержать ее надолго верят не все — общего языка с тайскими крестьянами выпускник Итона и Оксфорда так и не нашел.

Вот и пошли они на лидера демократов под лозунгом «битвы за демократию», которая уже потрепала не только нервы Ветчачивы, но и его самого — накануне от беснующихся соотечественников премьер едва унес ноги, получив при этом ранение в руку.

Чем и главное когда закончится эта неприятная мыльная опера — совершенно неясно. Так что сегодняшний призыв российского МИДа — в Бангкок пока не ездить — звучит логично и благоразумно.

Читайте также