Где учиться тяжело больным детям?

10.04.2009, 11:43

Видеосюжет: Инна Осипова
Видео программы «Сегодня»

Мэрия Екатеринбурга решила закрыть экспериментальную школу, в которой учатся десятки тяжело больных детей.

Мэрия Екатеринбурга решила закрыть экспериментальную школу, в которой учатся десятки тяжело больных детей. В следующем учебном году им предложили или заниматься на дому, или осваивать стандартную программу наравне со здоровыми сверстниками в обычных городских школах.

Корреспондент НТВ Инна Осипова узнала мнение родителей.

Максим Оборин при рождении весил чуть больше килограмма. Медики сразу заявили родителям, что мальчик долго не проживет, потому что у Максима детский церебральный паралич. Несмотря на такой диагноз, он научился ходить, бегать. Физкультура стала для него любимым предметом.

В школе, где учится Максим, каждый ребенок особый. Сюда ходят дети со слабым физическим здоровьем. В медкартах этих учеников тяжелые диагнозы — ДЦП, онкология, порок сердца, эпилепсия, сахарный диабет. Почти треть учащихся инвалиды, а всего в школе 62 ребенка. В классах не больше 12 учеников, поскольку к каждому из них нужен индивидуальный подход.

Здесь им дают начальное образование и помогают адаптироваться к обществу. После чего дети могут учиться уже в обычных учебных заведениях. В Екатеринбурге такая школа единственная, но с 1 сентября ее решили закрыть. Ничего личного, объясняет на родительском собрании представитель мэрии, просто в городе проводят сокращение школ, где количество учащихся меньше сотни в рамках оптимизации образования.

Родителям предлагают перевести детей в обычные школы, где в классах от 25 человек. При этом о создании специальных условий для таких учеников речи даже не идет.

Мама ученика экспериментальной школы г. Екатеринбурга: «Вы считаете, что ребенок после операции по удалению опухоли мозга может учиться во вторую смену в классе по 40 человек, Вы серьезно так считаете?»

Представитель мэрии: «По вашим медицинским документам — обучение на дому».

Родители заявили о готовности доплачивать педагогам за счет собственных средств и средств спонсоров. Лишь бы дети имели возможность обучения в коллективе.

Татьяна Умнова, заместитель начальника управления образования г. Екатеринбурга: «С чего вы вдруг решили, что вы можете диктовать условия на территории муниципального учреждения?»

Эту школу открыли 17 лет назад как экспериментальную для больных детей, которые не попадают под нормативы существующего образования. Им не подходят коррекционные учебные заведения, где учатся те, кто отстает в психическом или умственном развитии, не подходят и другие спецшколы.

Мама ученика экспериментальной школы г. Екатеринбурга: «Вот мой сын не подходит ни для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, не подходит ни под речевое, хотя он не может правильно говорить. Если он пошел бы в обычную школу, ребенок был бы сразу изгоем. Здесь — грамотное психолого-педагогическое сопровождение. Этот ребенок, если он сейчас идет в пятый класс, он будет готов».

Педагоги здесь знают в лицо каждого ученика и его диагноз, могут оказать при необходимости первую помощь, но главное, что здесь дают шанс детям-инвалидам на полноценную жизнь.

Любовь Гаянова, педагог-психолог: «Вот больший процент детей-инвалидов, а их у нас на сегодняшний день 16 человек, конечно, они постепенно перейдут на индивидуальное обучение на дому. Мы будем воспитывать, наверное, в какой-то степени и формировать „урбанизированных маугли“».

Несмотря на известие о закрытии школы, сюда продолжают поступать заявки на прием детей в первый класс. Родители и ученики намерены отстаивать свою школу во всех инстанциях. Они подготовили письма местным депутатам, в прокуратуру и уполномоченным по правам человека.

Ситуация в Екатеринбурге не первая. НТВ напоминает: подобная проблема недавно была в Калининграде. Там едва не закрыли восстановительный центр для детей-инвалидов.

Финансирование учреждения решили передать из областного городскому бюджету, где средств на инвалидов оказалось не достаточно. В итоге медики получили уведомления об увольнении уже с 1 апреля.

Разобраться в ситуации на месте не получилось. Однако вчера проблема разрешилась на уровне президента, который решил, что центр будет финансироваться из областного бюджета. Также Дмитрий Медведев распорядился выделить на работу центра дополнительные средства.

Читайте также