Бандиты получили отпор

09.04.2009, 14:45

Видео программы «Сегодня»

Американские моряки, на которых напали сомалийские пираты, сумели отразить атаку. Правда, уходя, они захватили с собой капитала контейнеровоза.

Сомалийские пираты получили жесткий отпор от американских моряков. Такое в акватории Сомали, где бандиты захватывают иностранные суда если не каждый день, то уж точно каждую неделю, происходит впервые. Впрочем, пираты, спешно покидая судно, успели взять в заложники его капитана.

Андрей Мельников следит за ситуацией. Репортаж НТВ.

Как безоружные люди смогли справиться с бандитами, пока точно неизвестно. Один из членов экипажа, с которым связались репортеры «Ассошиэйтед пресс» (Associated Press), сказал, что морякам удалось скрутить одного из пиратов.

Потом они его отпустили, и бандиты покинули контейнеровоз на спасательной шлюпке, так как свой катер они затопили после абордажа. Но пираты не просто ушли, а прихватили с собой заложника — капитана Ричарда Филипса.

Колин Райт, третий помощник капитана: «В данный момент мы пытаемся освободить товарища: пираты удерживают его в заложниках на шлюпке. Пока мне больше нечего добавить, и, по правде сказать, некогда говорить. Перезвоните через час или два».

На помощь подоспел эсминец ВМФ США «Бэйнбридж» (Bainbridge). С его борта уже можно разглядеть шлюпку с четверкой пиратов и плененным капитаном. Но что делать дальше? Вести переговоры или применять силу, рискую жизнью заложника?

В сентябре прошлого года французские коммандос высадились на захваченную пиратами яхту, чтобы освободить двух граждан Франции. Как поступят американцы, пока неясно.

Кевин Спирс, представитель компании-судовладельца: «Сейчас судно снова под контролем экипажа, но капитан по-прежнему остается в заложниках у пиратов и находится вместе с ними на спасательной шлюпке. Мы надеемся на его благополучное возвращение на судно».

Члены экипажа сами попытались договориться об освобождении Филипса в обмен на продовольствие. Дело в том, что судно везет гуманитарную помощь, и по иронии судьбы эта помощь предназначается голодающим в Сомали и Уганде. Но пираты, уже разбалованные выкупами в миллионы долларов, от еды отказались.

Родственники захваченного в плен капитана сейчас в осаде журналистов и дают интервью всем американским телеканалам.

Джина Коджо, сестра капитана Ричарда Филипса: «Насколько я понимаю, Ричард сам предложил себя в заложники — ради безопасности всего экипажа. По-другому он просто не мог поступить. Он такой, он именно так понимает ответственность капитана».

Обязанности капитана перешли Шейну Мёрфи. В разговоре с женой по спутниковому телефону он сообщил, что пираты долго шли за судном в понедельник, потом исчезли, а в среду появились снова и часа через четыре решились на абордаж. Таким образом, у экипажа было время подготовиться к обороне.

Кстати, Шейн Мёрфи — выпускник Массачусетской мореходной академии — совсем недавно рассказывал курсантам о проблеме пиратства.

Джозеф Мёрфи, профессор Мореходной академии Массачусетса: «В частности, он говорил о том, что специальные тренинги и хорошая подготовка помогут морякам защитить себя и свое судно даже в самых сложных обстоятельствах. Он это особо подчеркивал. И вот, его команда это доказала».

Контейнеровоз «Мэрск Алабама» (Maersk Alabama) — это уже шестое судно, захваченное сомалийскими пиратами за неделю. А за весь прошлый год было более ста случаев морского разбоя.

Но американские рыбаки попали в плен к пиратам, пожалуй, впервые за 200 лет. Поэтому развитием ситуации следит лично президент США Обама, и заявления делаются на самом высоком уровне.

Хиллари Клинтон, государственный секретарь США: «Сейчас мы занимаемся конкретным случаем пиратства, а именно захватом судна, на борту которого 21 американский гражданин. В более общем плане, мы полагаем, что все страны должны объединить усилия и покончить с этим злом».

В общей сложности сомалийские пираты удерживают, по разным данным, от 14 до 17 судов. У них в плену 260 моряков из разных стран, в том числе россияне.

Многомиллионные выкупы стимулируют активность пиратов, а военные корабли, направленные в Аденский залив НАТО и Еворсоюзом, Россией, Китаей, США и другими государствами, не в состоянии контролировать всю огромную акваторию Индийского океана и обеспечить безопасность судоходства.

Читайте также