Театр не для слабонервных

07.04.2009, 22:19

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Военно-медицинской академии открылся анатомический театр.

Сегодня в Петербурге на базе Военно-медицинской академии появился анатомический театр. Организаторы настаивают, что это не просто банальное ознакомление с человеческой анатомией. Прежде всего, это увлекательная музейная игра под старым девизом: «Вот место, где смерть охотно помогает жизни».

Репортаж корреспондента НТВ Алексея Кобылкова.

Стоя над телом, журналисты требовали показать им все и снять простыню. Организаторы сопротивлялись. Это тело мертвой женщины из фильма Алексея Балабанова «Морфий». Его сделали именно здесь, в Военно-медицинском музее. Теперь это экспонат анатомического театра, и к нему даже прилагаются органы.

Это не аттракцион ужасов, говорят создатели экспозиции. Потому что даже в мертвом человеческом теле нет ничего неприличного и отталкивающего. Точно так же можно изучать картины эпохи Возрождения. И потом здесь есть образовательный отдел.

Анатолий Будко, начальник Военно-медицинского музея: «Молодые люди должны посмотреть, что такое здоровый и нездоровый образ жизни. Поэтому вы видите легкое курильщика, сердце толстяка, печень наркомана. Человек свободен в своем выборе».

Татуированная кожа в растворе, мозг кошки, органы, сделанные с помощью технологии пластинации и протоколы клинических вскрытий начала века. Даже самые любознательные зрители сегодня прикасались к прекрасному с осторожностью.

Зоя Кузнецова, художница: «Мне было интересно потрогать волосы. Они живые, натуральные или искусственные. Оказалось, волосы живые».

В анатомическом театре даже привычные лица героев выглядят естественно по-другому. Например, посмертная маска Александра Васильевича Суворова из коллекции знаменитого хирурга Ильи Васильевича Буяльского.

Он собирал посмертные маски великих людей и великих преступников. Тогда, в середине XIX века, становится модной версия о том, что по лицу человека можно прочесть очень многое.

Вскрытия начали проводить еще в XIV веке, чтобы выяснить, был ли человек отравлен. А настоящий анатомический театр появился чуть позже, во время расцвета Ренессанса.

На представлениях с музыкой и напитками в присутствии самой взыскательной публики — врачей и художников — вскрывали тела умерших бродяг и казненных преступников.

Анна Волькович, старший научный сотрудник: «Для них это было и исследование нового, неисследованного, космоса. И одновременно это решение философских мировоззренческих задач».

Съездив в Голландию, анатомией увлекся и Петр I. Его современники были одинаково удивлены и Кунсткамере, и тому, как после казни любовницы Петра Марии Гамильтон император взял в руки голову казненной и прочел собравшимся короткую лекцию по анатомии.

Сегодня, конечно, анатомический театр в большей степени ассоциируется с врачебным делом, а не с казнями. Но под музыку смотреть такие экспонаты многие вряд ли готовы и сейчас.

Читайте также