«Успенского» взяли на прицел

07.04.2009, 19:51

Видео программы «Сегодня»

Акватория Черного моря стала неспокойным для судоходства районом.

Сегодня на лентах информагентств вновь появились сообщения о захвате торговых судов и российских моряков. Только на этот раз речь идет не о далеком Аденском заливе и сомалийских пиратах, а об акватории Черного моря и грузинских силовиках.

Как стало известно, накануне вечером вооруженный десант высадился на борту корабля, шедшего из Турции в порт Азов. Угрожая оружием, у команды изъяли все судовые документы, после чего теплоход отконвоировали в порт Батуми.

А в Поти, как выяснилось сегодня же, вторые сутки находится другой трофей — турецкий сейнер. Он перевозил в Абхазию горюче-смазочные материалы, и его тоже задержала грузинская береговая охрана.

О новом, неспокойном для судоходства районе — корреспондент НТВ Георгий Гривенный.

Штрафстоянка на рейде батумского порта. Сухогруз «В.Успенский» «припарковался» здесь не по своей воле. Минувшей ночью его черноморский переход из турецкого порта Хопо в российский Азов был прерван высадкой на борт вооруженного десанта грузинской береговой охраны.

Судно под камбоджийским флагом и российской командой — экипаж составляют 14 человек — вынуждено было преждевременно опустить якорь, а моряки на время распрощаться со всеми документами. К счастью, это было для них единственной ночной неприятностью.

Виктор Мякушко, заместитель генерального директора Азово-Донского пароходства: «С экипажем связывались, у них все хорошо, никаких притеснений, унижений нет. Все в порядке, у них все хорошо».

Первым о задержании российского судна сообщил редактор интернет-издания «Морской бюллетень — Совфрахт» Михаил Войтенко. Подобные новости для него по «роду деятельности» — привычны, но этот случай все равно вызвал по меньшей мере удивление.

Михаил Войтенко, главный редактор «Морской бюллетень — Совфрахт»: «Обычно задерживают судно, если точно уверены, что на борту есть контрабанда или какие-то преступники. А тут какой-то грузовичок плетется, к тому же пустой. Мы же не знаем, почему они в их водах оказались, может, там механическая поломка виновата или, к примеру, плохие погодные условия. В этих условиях лучше к берегу прижаться. Не знаю… Знаю только одно: грузинские власти достаточно регулярно задерживают иностранные суда».

Сухогруз «Успенский» оказался в грузинских водах «вне закона» с формулировкой «нарушение правил судоходства и проход через закрытую для плавания зону». Обычно от развернутых комментариев о причинах задержаний официальные лица, как и в этот вторник, упорно отказываются.

Зато СМИ продолжают информировать об их «новом улове». Буквально через несколько часов после пленения «Успенского» на штрафстоянку отправился турецкий танкер «Денса Демет», направлявшийся из Сухума в Стамбул. Он, как и «Успенский», был задержан без предварительного уведомления.

Сергей Шишкарёв, руководитель Комитета по транспорту Государственной думы РФ: «Для этого существуют бортовые радиостанции, системы сигналов, даже если судно вошло в чужие территориальные воды. Будем называть вещи своими именами: это, на мой взгляд, провокация, и действия грузинских пограничников мне напоминают действия сомалийских пиратов на выходе из Персидского залива».

Константин Косачёв, руководитель Комитета по международным связям Государственной думы РФ: «Сами обстоятельства задержания, „маски-шоу“, устроенные при этом, мне кажутся весьма и весьма симптоматичными. И не исключаю, что здесь есть осознанная попытка максимально радикализировать ситуацию и использовать ее в качестве очередного повода для ухудшения и без того острой ситуации. Для нападок на Россию. Хотелось бы ошибаться».

Только в этом году за аналогичные нарушения береговой охраной Грузии задержано более десяти иностранных судов. Затем с ними «работали» по одной и той же схеме: стоянка — суд — штраф. Средняя сумма — 35 тысяч долларов. Заплатил — и плыви дальше.

Михаил Войтенко, главный редактор «Морской бюллетень — Совфрахт»: «Я не знаю, законно это или нет, но так не принято. Это больше похоже на вымогательство».

Судебный процесс теперь предстоит и владельцам «Успенского». По имеющейся информации, они склоняются к тому, чтобы заплатить штраф и побыстрее вернуть сухогруз в строй.

Читайте также