Счет на минуты: почему за жизнь авиапассажиров никто не отвечает

30.10.2015, 20:30

Видеосюжет: Инна Осипова
Видео программы «Сегодня»

Ежедневно по всему миру в небо поднимается 15 тысяч лайнеров, в них находится около 3 млн человек. Для кого-то полет может оказаться последним, но у некоторых все же есть шанс. Корреспондент НТВ Инна Осипова провела специальное расследование и выяснила, кто и как готов помочь пассажиру на борту лайнера.

Для 24-летнего футболиста Артёма Чечикова перелет из Барселоны в Челябинск стал летальным. Он возвращался из свадебного путешествия, в небе внезапно стало плохо с сердцем — потерял сознание. Почти 2 часа жизнь молодого спортсмена героически поддерживалась с помощью искусственного дыхания, командир экстренно посадил самолет в аэропорту Шереметьево, но прибывшая по вызову скорая помощь оказать не смогла. Дефибриллятор, который мог спасти жизнь Артёма, оказался разряжен.

Родные погибшего молодого человека больше года судились с аэропортом, авиаперевозчиком и медиками скорой, но доказать ничью вину так и не смогли. Бортпроводники честно говорят: «Мы не ангелы, не всесильны и не медики».

На борту, по правилам, есть три аптечки, их выдают перед каждым полетом в медпункте аэропорта, на каждой есть пломба. Первую разрешают вскрывать в случае легких недомоганий. Вторую аптечку, где есть уже ампулы, шприцы и более серьезные препараты, могут использовать только медики из числа пассажиров.

Но поскольку проверить квалификацию медиков в условиях полета невозможно, то спасать человека он имеет право только под контролем врачей на земле, с которыми держит связь командир экипажа. То есть оказание первой медицинской помощи в самолете происходит через несколько рук. Если же медик на борту вдруг решается на спасение пассажира без этой цепочки, то берет на себя всю ответственность за жизнь больного.

По статистике, которую ведет международная организация авиационных перевозок, больше половины смертельных случаев на борту связаны с болезнями сердца. Причем часто люди даже не догадываются о проблемах со здоровьем. И тут скорость имеет значение.

Амиран Ревишвили, Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева: «Желательно начать реанимационные мероприятия незамедлительно, в первые минуты. Если вы начинаете их через 10 минут, то в живых остается 5% пациентов, но если в первую минуту, то живыми может остаться 90%».

Но дефибрилляторы иметь на борту авиакомпании тоже не обязаны — на усмотрение перевозчика. Хотя сейчас существуют такие портативные модели, обращение с которыми не требует специальной подготовки. В некоторых странах, например в Великобритании, авиакомпании обязаны иметь в самолетах не только спецоборудование, но и лицензированного медика.

Насколько на борту готовы оказать срочную медицинскую помощь, что делать, когда счет идет на минуты, а до приземления еще часы? Подробнее об этом — в специальном расследовании корреспондента НТВ Инны Осиповой.

Читайте также