Не нужен им берег турецкий

06.04.2009, 20:10

Видео программы «Сегодня»

Российский экипаж грузового судна «Трапезус» подал сигнал бедствия. Грузовой теплоход не может покинуть территориальные воды Турции.

Российский экипаж грузового судна «Трапезус» сегодня подал сигнал бедствия. Грузовой теплоход, третий месяц находящийся на рейде стамбульского порта, не может покинуть территориальные воды Турции. Горючего на обратную дорогу нет, а сойти на берег тринадцати морякам не позволяют турецкие пограничники.

Дело в том, что команда «Трапезуса» оказалась в центре международного коммерческого спора. Пока российская фирма — фрахтователь судна обвиняет турецкую компанию-поставщика в невыполнении обязательств, моряки живут буквально впроголодь. Продукты давно закончились, и экипаж спасают лишь сухие пайки из аварийных шлюпок.

Корреспондент НТВ Георгий Гривенный выяснил и другие подробности затянувшегося рейса.

«Мертвый корабль, корабль-призрак, „Летучий голландец“». Так о своем «Трапезусе» матросы говорят уже далеко не первый день. Закончилась еда, на борту нет света и тепла, но остается — пока — терпение и горькая ирония. Теперь все 13 человек команды собираются вместе у костра, разведенного прямо на палубе, пьют чай и вспоминают, что домой должны были вернуться еще до Нового года.

Судно, ходящее под флагом Северной Кореи, прибыло в Стамбул из Ростова-на-Дону за грузом, но трюмы «Трапезуса» так и остались пустыми. Ожидание затягивалось, вместе со временем уходили деньги и продукты. В итоге пришлось перейти на сухой паек, который рассчитан на экстренные случаи — его вскрывают, например, при кораблекрушении. Но, как говорят сами моряки, ситуация и вправду — хоть сигнал SOS подавай!

Николай Матюхин, капитан судна «Трапезус»: «Брикет — в сутки на одного человека. Куда мы только не обращались, никто не отказывает, все принимают, вот только никаких конкретных действий пока нет. Слава богу, что еще никто у нас не заболел!»

Ситуация с «Трапезусом» — тяжелая, но вполне знакомая профсоюзам моряков. Уже не в первый раз к ним обращаются люди, попавшие в своеобразный «плен» — судовладелец денег не платит, но и покинуть борт нельзя, иначе тогда вообще ничего не получишь даже через суд.

Леонид Глушак, представитель Российского профсоюза моряков: «Судно увели в офшор. Официальная компания-владелец находится в Исландии, но там никого нет, это просто „почтовый ящик“. Так многие судовладельцы делают: это уход от ответственности, от налогов, от всего».

В ростовском офисе компании, с которой у моряков заключены контракты, показывают «договор морского агентирования» с турецкими партнерами. Согласно этому документу, говорит руководитель фирмы, именно турки должны нести ответственность за то, что «Трапезус» превратился в «Летучего голландца»

Андрей Поликанин, генеральный директор компании-фрахтователя: «Все сваливается на кризис, они отказываются нам отвечать, выполнять условия договора, никаких действий не предпринимается».

Родственникам моряков, оказавшихся заложниками спора хозяйствующих субъектов, сейчас уже некогда разбираться, кто виноват в сложившейся ситуации. Главное — чтобы их близкие побыстрее выбрались из «стамбульского плена».

Ирина Отрешко, супруга Виталия Отрешко: «Два месяца я с ним вообще никак связаться не могла. Ни СМС, ни другие способы… Я звонила другим начальникам, чей телефон мне давали, и никто не мог мне помочь в этом. И потом совершенно случайно жена капитана бросила СМС, оно прошло — ее муж оставил судовой номер телефона. И вот мы сейчас можем хоть как-то с ними связаться».

А еще родственники команды как по цепочке передают друг другу — на судно скоро и продукты обещали завезти. Пусть, правда, запаса пока хватит всего на несколько дней, но по крайне мере у моряков появиться шанс снова поужинать в столовой после месяца трапез у костра на палубе «Трапезуса».

Читайте также