В Грозном ищут пропавших без вести

05.04.2009, 15:09

Видеосюжет: Фатима Дадаева
Видео программы «Сегодня»

В Чечне официально обнародована база данных людей, пропавших без вести во время двух военных кампаний.

В Чечне официально обнародована база данных людей, пропавших без вести во время двух военных кампаний. По официальным данным, это больше пяти тысяч человек — тех, чья судьба до сих пор неизвестна их близким.

Безымянных могил в Чечне также очень много, есть даже массовые захоронения. Однако сложность в том, что в республике нет генетической лаборатории, которая могла бы провести гигантскую работу по опознанию.

Собственный корреспондент НТВ в Чечне Фатима Дадаева выясняла, как можно разрешить эту проблему.

Единственная база данных по розыску без вести пропавших в Чечне теперь в электронной версии. Информацию по разным источникам собирали в течение нескольких лет буквально по крупицам. Списки постоянно обновляются. Часто об исчезновении людей сообщают общественные организации, а родственники не пишут заявления.

Малика Ежиева, консультант аппарата уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике: «На сайт мы выставляем все, что известно по этому человеку — фотографию, когда родился, пропал, если известно, то где, обстоятельства — мы все пишем».

Вот уже 14 лет как одна из женщин разыскивает своего единственного сына. Он пропал без вести в декабре 94-го — во время штурма Грозного. С ведром воды он выбежал из дома, чтобы напоить раненых соседей. С тех пор его никто не видел. В какие только инстанции ни обращалась Зара в поисках сына, но все попытки оказались тщетны. Она не нашла его ни среди живых, ни среди мертвых.

Зара Эльжуркаева: «Надеялась на сына, что он у меня будет опорой, кормильцем. Но судьба распорядилась по-другому».

Официально за две военные кампании пропали без вести около 5 тысяч человек. На территории республики более 60 массовых захоронений. Одно из них в Ленинском районе Грозного, недалеко от христианского кладбища. По свидетельству очевидцев, в братской могиле — 800 неопознанных тел. В основном это мирные жители. Почти все захоронения заросли бурьяном, узнать их практически невозможно.

Шамад Джабраилов, начальник отдела аппарата уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике: «Трудность в том, что не поставили опознавательный знак, что здесь захоронены люди или что здесь большое захоронение».

Работу с массовыми захоронениями в Чечне не проводят — нет генетической лаборатории по опознанию тел убитых. Помочь с приобретением оборудования обещали в Совете Европы, но еще не решили, в каком регионе России строить лабораторию.

Масуд Чумаков, начальник бюро судебно-медицинской экспертизы министерства здравоохранения Чеченской Республики: «Раз война была здесь, то костный материал, все трупные останки, у нас в республике. Вы поймите: 15 лет они пролежали в земле. Они могут не дойти до Москвы в нормальном состоянии. Поэтому необходимо именно здесь все делать».

Вопрос строительства лаборатории пока остается открытым. Поэтому для всех захоронений, чтобы не затерять, решили сделать временную ограду. По мнению специалистов, личность многих погибших можно установить без анализа ДНК. Перед тем, как захоронить, специальная комиссия подробно описала тела убитых и повесила таблички с порядковым номером. Но где находится архив, неизвестно.

Читайте также