Скрытый блеск геологических сокровищ

03.04.2009, 18:25

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Собрание петербургских специалистов достойно музея. Редкие камни здесь соседствуют с ювелирными изделиями, но выставить уникальнейшую коллекцию негде.

5 апреля — праздник у представителей одной из самых романтических профессий. День геолога традиционно отмечается в первое воскресенье апреля еще с советских времен.

И хотя сейчас эта специальность уже не пользуется такой бешеной популярностью, по-прежнему находятся те, кто готов провести несколько месяцев в поисках различных месторождений.

У каждого настоящего геолога есть своя коллекция. Собрание петербургских специалистов достойно музея. Редкие камни здесь соседствуют с произведениями искусства — ювелирными изделиями из этих же камней. Только выставить ее на всеобщее обозрение пока негде.

Коллекцию увидел корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Часть коллекции, собранной петербургскими геологами, располагается в небольшой комнате. Здесь хранят образцы минералов, горных пород, а также ювелирные и камнерезные изделия.

Собрание настолько велико, что может поместиться в сотню подобных витрин. Но самое обидное для геологов, что это богатство мало кто видит.

Витрины в комнате, арендованной у одного из городских ДК, не вмещают и маленькой толики самоцветов со всего мира. Большая часть находится в подвале и в переполненных шкафах. Здесь есть редкие образцы коллекционных кристаллов, как аквамарин из Афганистана.

Нина Орлова, заместитель директора выставочного объединения: «Мы вынуждены уникальные вещи, как, например, замечательную коллекцию янтаря, содержать в коробках. А представленный камень уникален и по разнообразным сортам, по разновидностям, по месторождениям Конечно, коллекция не может храниться в таком виде. Камни царапаются, портятся».

Так же хранятся сокровища подводного мира и большая коллекция редких кораллов. Неожиданно из шкафа извлекают бивень мамонта. Осколки окаменевшей доисторической фауны часто используются ювелирами.

Геологи уже несколько лет проводят международный конкурс «Ювелирный олимп», после чего коллекция пополняется и за счет подарков. Камни из домашних коллекций приносят и родственники геологов, которые ушли из жизни.

Можно сказать, что таким образом сложился народный музей. Владельцы бездомного ювелирно-минералогического фонда отдавали свои экспонаты на выставки в Эрмитаж и возили по городам России. Последняя экспозиция «От Фаберже до наших дней» вернулась из Мурманска.

В коллекции есть фоторамка работы придворного ювелира, которая принадлежала врачу Николая II Евгению Боткину. Но основа для будущего музея — современные изделия. Его концепция от камня до произведения искусства. Например, из булыжника кахолонг можно создать удивительные вещи.

Сергей Смыслов, кандидат геолого-минералогических наук: «На распиле этот камень один из немногих обладает практически идеальным белым цветом. Кроме того, у него удивительные физические свойства. Он очень вязкий, что позволяет делать из него замечательные фигурки».

Существующие сегодня минералогические музеи являются закрытыми или иного профиля. В Горном требуется заранее заявка и только для групп. В геологическом институте есть карта Советского союза из драгоценных камней.

В основном там представлена коллекция полезных ископаемых. Новый музей если бы имел помещение, мог бы быть общедоступным. Здесь разработаны программы, которые уже популярны у петербуржцев. На выставках всегда бесплатно работает эксперт-геммолог.

Ирина Рахманова, эксперт-геммолог: «Садится человек и ты понимаешь, как он относится к этому украшению. Оно ему дорого, поэтому он с ужасом и трепетом ждет, что я отвечу, натуральный это камень или синтетический. Ведь человек носит его как что-то необыкновенное, потому что камень достался ему от бабушки».

Музей нужен и для того чтобы не потерять художественные находки из редких минералов, в том числе из чароита. Добытого из единственного в мире месторождения в Сибири. Больше в природе этот камень не встречается. Геологи уверены, что их роман с камнем будет иметь продолжение в виде постоянной экспозиции.

Читайте также