НТВ.Ru публикует полную видеоверсию интервью главы Счетной палаты Татьяны Голиковой. В пятницу она стала гостьей программы НТВ «Поздняков».
Поздняков: Татьяна Алексеевна, ну, чем Счетной палате не нравятся поправки в
Голикова: Ну, я бы не сказала, что они нам не нравятся. Просто последнее время мы живем с пониманием того, что бюджет
И скорее вот эта тема присутствует в большей степени на повестке. Но есть необходимые расходы, которые осуществляет правительство. И мы их поддерживаем. Это безусловная финансовая помощь регионам. Она 45 миллиардов рублей. Вы знаете, наверное, хорошо тему высокой коммерческой закредитованности регионов, высокого и растущего пока государственного долга регионов. И вот эта финансовая помощь в конце года, она принципиально важна, потому что, как правило, в конце года и образуются основные кассовые разрывы так называемые в бюджетах регионов для финансирования расходов и для обеспечения всего того, что в бюджетах предусмотрено. И здесь важно заимствовать не дорогие коммерческие кредиты, а получить либо дотацию на сбалансированность, либо более дешевые бюджетные кредиты.
Ну, и наверное, вторая тема, на которой не могу не остановиться, которая присутствует в бюджете
Поздняков: Татьяна Алексеевна, вот вы меня поправите, если я в
Голикова:
А вот вторая цифра, которую вы назвали более 2 триллионов рублей это не задолженность регионов. Это по состоянию на 1 января я назову цифру, я ее сегодня называла в Думе, 2,6 триллиона это в основном дебиторская задолженность по расходам. То есть, как правило, это выданные авансы в разные периоды времени под осуществление конкретных, как правило, инвестиционных проектов, приобретение оборудования, в основном дорогостоящего, или оборудования, входящего, там скажем, в сметы строек. И в разное время эти авансы выплачивались и 100 процентов, и 80 процентов, и 50, и 30 в зависимости от того, какое направление расходов. К сожалению, мы имеем тенденцию к приросту размера этой суммы.
Поздняков: То есть это неизрасходованные деньги, которые возвращаются?
Голикова: Это выданные из бюджета, за них мы должны были получить конкретный результат в виде стройки, поставленного оборудования или
Поздняков: Но все
Голикова: Останется. К сожалению, ежегодно она прирастает. Она прирастает по 300, по 400, по 600 миллиардов рублей. И это вот как раз, я называю это по сути вторым бюджетом, такая околобюджетная история. Вроде бы мы еще ничего взамен не получили, но деньги из бюджета уже ушли. Конечно, нас пугают цифры, я тоже их сегодня приводила в Думе. Именно в связке с поправками в Закон о бюджете
Поздняков: Эти стройки государственные?
Голикова: Государственные, конечно, так называемая федеральная адресная инвестиционная программа. Планируются достаточно большие деньги, количество объектов. Но вот, скажем…
Поздняков: А сколько их, вот если приблизительно хотя бы? Тысячи, сотни?
Голикова: На 2015 год, если память мне не изменяет,
Поздняков: Из 642?
Голикова: Да. 3,1 процента. Денег перечислено 55,5 процентов от той суммы, которая в бюджете предусмотрена. Но даже не для специалиста и не для математика можно понять, что денег перечислено больше, чем получено взамен. Конечно, до конца года эти показатели возрастут. Но, к сожалению, когда мы анализировали
По данным всех министерств и ведомств, которые мы проверили, цифра оказалась очень большой. Это порядка 9 тысяч объектов. Триллион 969 миллиардов рублей. Это очень большие суммы. И самое главное, что с ними не работают так, как с ними должны были бы в плановом режиме работать. Вот по результатам всех этих исследований, по
Поздняков: Ну вот смотрите, какая интересная штука получается, Татьяна Алексеевна. С одной стороны, мы яростно ищем деньги, с другой стороны, иногда обнаруживаются такие вот вещи, например, как содержание бывших чиновников. Вы имеете представление о том, какой порядок цифр, и вот, в принципе, есть ли здесь логика? Должен ли налогоплательщик платить за бывших? Там порядка,
Голикова: Мне сложно сказать. Дело в том, что мы не проверяем бюджеты регионов, мы проверяем только те бюджеты, где высокий уровень зависимости от федерального бюджета и большой объем финансовой помощи. Ну и количество таких проверок, оно небольшое. Вт основном, работают
Поздняков: «Сохранёнка» прекрасное слово!
Голикова: Ну, а как это еще назвать?.. Действительно, есть факты, когда закрепляется, скажем, персональный транспорт, может быть, чуть похуже уровнем, чем был, когда человек занимал соответствующую должность; устанавливаются доплаты к пенсии. У нас же различное пенсионное законодательство для федеральных чиновников: одно для региональных, другое…
Поздняков: Может, пора уже привести к единому знаменателю?
Голикова: Ну, дело в том, что у нас принята в стране концепция разграничения полномочий. И когда она полноценно вступила в силу с 1 января 2005 года, собственно, мы и поимели по некоторым направлениям проблемы, которые связаны с тем, что если это компетенция субъекта Российской Федерации и его расходные полномочия в соответствии с законодательством, то он вправе сам принимать решения, куда тратить эти деньги. Но здесь, наверное, … я разойдусь в подходах с Министерством финансов, со своими коллегами. Почему? Потому что они очень жёстко как финансовый орган придерживаются позиции: это их полномочия значит, они должны в полном объёме нести ответственность за то, что за ними закреплено. С точки зрения формальной, с точки зрения законной это верно. Но с точки зрения такой российской, такой вот… правильного, мне кажется, государственного подхода, ну, это требует определённой корректировки. Что я имею в виду? Мы имеем на 1 октября 2015 года долг, государственный долг субъектов Российской Федерации, в объёме 2 триллиона 173 почти миллиарда рублей. Это много. Много. Но если соотнести с объёмами бюджетов регионов порядка там 10 триллионов рублей вот, собственно, пятая часть это государственный долг. Если мы посмотрим на внутреннюю структуру этого государственного долга, то мы увидим, что 37,6 процента из этой суммы это коммерческий долг, то есть долг перед банками. В сегодняшнем времени это достаточно высокие проценты по обслуживанию. Естественно, эти расходы в бюджетах регионов растут. И мне кажется, что в жёсткой, сложной финансовой ситуации мы должны регионы
С другой стороны, не всегда готовы принимать на себя ответственность за принимаемые решения и нести эту ответственность до конца. Что это ментальность, неготовность, непрофессионализм? Ну, это, наверное, все вместе. Место или не место? Ну, если ты не способен принимать решения и не способен доводить до конца, и не способен работать в сложных, а иногда в кризисных условиях, тогда действительно тебе не место.
Что касается отрывать или не отрывать голову? Ну, мне кажется, что
Поздняков: А если не совершил? Ну, извините, вы занимаете государственную должность, на вас ответственность, вы распределяется большие деньги.
Голикова: Ну, можно рассматривать вопрос об отрыве головы в переносном смысле, можно в прямом. Если говорить о прямом смысле, то, конечно, это…
Поздняков: Ну, то есть пока эффективность чиновников очень сложно
Голикова: Было же очень много попыток оценить эту эффективность.
Поздняков: Ну так почему они провалились?
Голикова: Ну, видимо, нет такой методики стопроцентной, которая бы могла ответить на этот вопрос.
Поздняков: Еще один вопрос про эффективность. Видимо, последний. Вы знаете, у нас очень много в последнее время говорится об эффективности, поддержки малого и среднего бизнеса. Многие даже считают, что это такой вот локомотив, ну, если не локомотив, то паровозик экономического роста, может быть, будущего. А вот те решения, которые были приняты, можно ли сейчас уже оценить
Голикова: Очень сложный вопрос. На него отвечают все. Я постараюсь ответить на него применительно к тому месту, которое я занимаю. Что показывают наши непосредственно контрольные мероприятия? Было много попыток ввести разные механизмы поддержки малого бизнеса и среднего, конечно. Были не очень удачные попытки по изменению законодательства по страховым взносам. Вы, наверное, об этом слышали, которые привели к сокращению количества малого… количества работающих в малом и среднем бизнесе.
Поздняков: Было дело, да.
Голикова: Потом ввели Институт гарантийной поддержки, он себя не очень оправдал, она не была востребована. Потом создали Агентство кредитных гарантий, передали туда 50 миллиардов рублей, это было в
И в 2014 году таких гарантий малому и среднему бизнесу было выделено всего на сумму миллиард рублей. Ну и мы, безусловно, рассчитывали на то, что эта работа
Есть другая форма поддержки. Она не прямая, она через законодательство по закупкам. Есть определенная доля, которую малый и средний бизнес должен составлять в закупках по
Что касается вот этого традиционного, привычного нам закупочного законодательства, то там, по данным за девять месяцев, более или менее пропорции выдерживаются. Но я хочу сказать, что, на мой взгляд, сейчас принято правильное решение интегрированы две структуры, вот это Агентство кредитных гарантий, которое себя не очень показало за два года, и соответствующий банк, который работал для поддержки среднего и малого бизнеса, в Федеральную корпорацию поддержки среднего и малого бизнеса. Ее возглавил новый руководитель. И мы очень рассчитываем, что вот эти изменения, они приведут в том числе к повышению эффективности, ну потому что нам немного знакомы там новые предложения, которые будут вноситься для поддержки малого и среднего бизнеса.
Поздняков: Такой просто штришок. А как оценить эффективность работы Счетной палаты, если нет посадок?
Голикова: А мы же посадками не занимаемся.
Поздняков: Может быть, вам дать такие полномочия?
Голикова: Тогда нужно полностью перекроить правоохранительную систему в Российской Федерации. Я думаю, что в этом нет никакой необходимости.
Поздняков: Но смотрите, Татьяна Алексеевна. Вы проверили, дали людям. Ну, там, например, вы говорите: «Ну, вот антикризисный план правительства не очень эффективен». А в правительстве говорят: «Да нет, мы довольны, он работает». Ну как вот?
Голикова: А давайте на это с другой стороны посмотрим. Мы же это делаем в ежеквартальном режиме.
Поздняков: Так.
Голикова: Это вот все в среду только услышали, вот наши такие разговоры, что называется, «друг напротив друга». А мы же всё время находимся в процессе. Мы информируем правительство по поводу того, что, нам кажется, сделано не очень удачно или не очень расторопно, или ещё
Поздняков: То есть это, скорее, такие корпоративные споры?
Голикова: Ну, отчасти это корпоративные споры, отчасти да, и… Но есть, безусловно, и расхождения, когда они считают, что
Мы же делаем свои выводы изнутри. Когда мы выходим на контрольные мероприятия в конкретные учреждения или в конкретные сферы, мы видим несколько вещей. Эффективно, не эффективно, целевое, не целевое, целесообразно или не целесообразно. И сработала ли она, эта мера, именно как антикризисная?
Не может правительство Российской Федерации докопаться до самой глубины. И ресурса такого, на самом деле, нет и человеческого и, в общем, наверное, и финансового. Но мы тоже стараемся. Мы сейчас, в
Мне кажется, что это принципиально важно, потому что это же как раз рассчитано на последующее эффективное использование средств. И я не могу сказать, что вот так тоже у нас прям всё идеально получается. Всё есть
Поздняков: А можете вот односложно ответить на вопрос: неэффективный чиновник страшнее коррупционера?
Голикова: Думаю, да.
Поздняков: Спасибо большое, Татьяна Алексеевна, за интервью.
Читайте также
- Голикова в интервью НТВ назвала главную цель повышения пенсионного возраста
- Татьяна Голикова: я трепетно отношусь к людям, с которыми работаю
- Татьяна Голикова: столько сотрудников в системе соцстрахования, возможно, не нужно
- Татьяна Голикова рассказала о будущем Фонда национального благосостояния. Эксклюзив НТВ
- Татьяна Голикова: российский бюджет остается социально ориентированным
- Голикова: безнадежный долг перед бюджетом РФ превысил 1 трлн рублей. Эксклюзив НТВ