Мариинка в предвкушении «Гоголиады»

31.03.2009, 14:20

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Мариинском театре к 200-летию Николая Гоголя готовят грандиозный проект. Там стартует музыкальный фестиваль, посвященный юбилею писателя.

В Мариинском театре к 200-летию Николая Гоголя готовят грандиозный проект. Там скоро стартует музыкальный фестиваль, посвященный юбилею писателя.

Главным и самым ярким событием, конечно же, станет открытие. Начнется фестиваль «Гоголиадой». Это три комических оперы. Еще в 2005 году провели закрытый конкурс. В нем приняли участие молодые композиторы, которые написали 11 опер по произведениям Гоголя. Первые три, набравшие большинство голосов и вошли в проект.

Одним из первых постановки увидел корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Стилизованная дверь во всю сцену с тремя экранами. Так художник Андрей Головко увидел решение гоголевского Петербурга для оперы «Тяжба».

Андрей Головко, художник-постановщик оперы «Тяжба»: «Честно говоря, я далек от литературных символов. Главное добиться визуального образа, который будет легко восприниматься и запоминаться».

Широким художественным жестом стали строчки из сатирического произведения, которые должны буквально отпечататься в сознании зрителя. Как и слова из арии главного героя Пролётова: «Каков подлец каналья Бурдюков».

Восторг сенатского обер-секретаря от того, что он, наконец, сможет отомстить старому знакомому, у которого начался карьерный рост. Глупость и завистливость — такие качества дал автор своим отрицательным персонажам в XIX веке. Но они как будто списаны с сегодняшних офисных героев.

Антон Коваленко, режиссер-постановщик оперы «Тяжба»: «Я бы даже сказал, что опера написана не вчера, а сегодня. Эти все офис-истории, истории в департаменте».

Когда воплощают наяву твои творческие идеи, так и хочется спеть вместо солистов Мариинского театра. Максим Кальсин впервые увидел на репетиции так называемый главный сценический модуль для собственной постановки. Роскошную коляску, которой так кичится на обеде у генерала гоголевский герой Чертокуцкий, превратили в дом на колесах, где будет происходить часть действия.

Максим Кальсин, режиссер-постановщик оперы «Коляска»: «Это же одновременно и обед у генерала, и утро у Чертокуцких. Они же богатые помещики. У них 1000 душ. Это не шутки. Он же жену молодую взял молодую с 1000 душами».

Для постановки гоголевской коляски в мастерских Мариинского театра построили такую генеральскую коляску. Это, конечно, фантазия на тему гоголевских произведений, на таких велоконструкциях не ездили во времена писателя. Но как эффектно будет появляться исполнитель на сцене.

Опера «Коляска» и ее персонажи для нашего времени тоже социальная сатира. Чертокуцкий расхваливает офицерам свою коляску венской работы, а на деле она оказывается провинциальной. Зритель с воображением легко заменит коляску на иномарку, а ситуация станет до слез знакомой. У всех, кто работает над оперой, это уже получилось.

Композитор Вячеслав Круглик говорит, что, наверное, музыкально угадал характеры героев. И поэтому работалось необыкновенно просто.

Вячеслав Круглик, композитор, автор оперы «Коляска»: «В опере все понятно. Что за человек — хвастун, понтярщик. Его там выгнали, с кем-то подрался».

После мировой премьеры трех одноактных опер — здесь еще ставится «Шпонька и его тетушка» — Мариинский станет единственным театром в мире, где будет идти такое количество постановок по произведениям великого писателя.

Читайте также