«От слуги до государя»: выставка в Кремле приоткроет тайну жизни Бориса Годунова

14.10.2015, 21:06

Видеосюжет: Иван Трушкин (Иван Трушкин)
Видео программы «Сегодня»

Сегодня в московском Кремле открывается выставка, посвященная одному из самых загадочных русских царей. Речь идет о Борисе Годунове. В его судьбе, не дававшей покоя Пушкину и Мусоргскому, до сих пор масса белых пятен, которые за четыре столетия обросли множеством мифов.

Избавиться от них и ставили своей главной целью организаторы выставки. На жизнь и смерть царского слуги, сумевшего стать государем, предлагают посмотреть через реальные исторические реликвии, будь то его скипетр и держава или роскошный трон, за обладание которым пролилось столько крови.

Эта выставка о карьеристе — из царских оруженосцев да на трон, успев побывать главой МИД. И по нынешним временам это головокружительно.

Екатерина Караваева, представитель музеев московского Кремля: «Он мог принимать иностранных послов наравне с государем. В какой-то момент он перевел всю деятельность посольского приказа на себя. И вся переписка с иностранными государями шла через него».

На выставке можно увидеть, например, подарок в знак дружбы от персидского шаха Аббаса — трон с золотом и драгоценностями. Трон использовался в российском церемониале, о чем свидетельствует ткань. Правители, начиная с Бориса и позднее, сидели на нем, утверждают в Кремле.

Но похожим Борису хотелось быть, конечно, на западных коллег. Скипетр и держава — главные символы царской власти, появились в России именно при Годунове. Раньше считалось, что это подарок, но недавно выяснилось, что все-таки заказ. Был еще третий элемент — корона. Но она, по всей видимости, утеряна в Смуту.

Темной истории с царевичем Дмитрием на выставке уделяется особое внимание. Ее ведь Годунову поставили в укор не сразу. Притесненные бояре и оппозиционеры раскачали лодку, заявив, что зарезали мальчика по указу Бориса, а любовь народная оказалась ветреной.

За золотым годуновским блеском на выставке не чувствуется совсем дыхание Смутного времени. После царя Бориса страну ждали и польско-шведская интервенция, и самозванцы на престоле.

Подробности — в репортаже корреспондента НТВ Ивана Трушкина.

Читайте также