Приблизиться к историческому облику

25.03.2009, 14:45

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Внутреннее убранство церкви Большого Петергофского дворца будут восстанавливать по архивным документам и схожим росписям других храмов.

В Большом Петергофском дворце представили эскизы живописных панно в натуральную величину. В случае утверждения, гигантские рисунки будут воссозданы в церковном корпусе.

Сложность реставрации заключается в том, что церковь, которая появилась благодаря перестройке боковых флигелей архитектором Растрелли, полностью сгорела во время Великой Отечественной войны.

Репортаж корреспондента НТВ Катерины Правдиной.

Воссоздание сгоревшего в 1941 году церковного корпуса Большого Петергофского дворца началось спустя 60 лет, в 2001. Четыре года ушло на фасады. Теперь в музее-заповеднике восстанавливают внутреннее убранство. Несколько бригад реставраторов сегодня в очередной раз представляли совету откорректированные эскизы живописных панно и иконостаса.

Совет собирался уже четыре раза, давал рекомендации, художники вносили в свои работы изменения. Тут для всех главная задача максимально близко приблизиться к историческому облику. Ведь от оригинального убранства корпуса не осталось даже маленького фрагмента.

Зато много архивного материала, полная историческая справка и самый ценный источник — акварель XIX века. Именно с ней реставраторы сравнивают образцы живописи из других храмов, расписанных в то же время той же командой мастеров во главе с Иваном Вишняковым.

Никита Фомин, художник фонда Академии художеств: «Мы стараемся подобрать аналоги. Все делалось не по творческой воле художника, а по иконографии. Существует программа росписи церкви, которая не менялась от храма к храму.

Сегодня на суд совета современные мастера представили 25 крупноформатных рисунков на картоне. Это лишь часть из 250 квадратных метров росписи корпуса.

Группа реставраторов, занимающаяся иконостасом, тоже привезла эскизы. Но их работа еще только на начальной стадии. Точно известна лишь одна важная деталь: иконостас будет резным, из липы. Как это и было в XVIII веке.

Ярослав Штеренберг, художник группы реставраторов иконостаса: „Мы собрали материал, разобрали те фоторепродукции, которые имеются по данному памятнику, и сделали предварительные наброски к воссоздаваемым 40 иконам. И к 20 наброскам из 40 20 сделали такие же предварительные форэскизы“».

В самом церковном корпусе сегодня продолжают золотить лепной декор в главном церковном объеме. Тут пока кругом еще кирпичные стены. Но уже в апреле здесь обещают начать устанавливать стеновые панели для панно и уже монтировать живопись на купольную часть.

Галина Агалина, руководитель Первых петергофских реставрационных мастерских: «На восточной стороне будет иконостас, куда установят 40 икон. За ним алтарная часть. В противоположной западной стороне — трапезная. Весь интерьер будет украшен позолотной резьбой в стиле барокко».

Авторы говорят: сегодня главное верно понять стилистику и технику доакадемической живописи. Ведь в каком то смысле она была самодеятельной. И, несмотря на четкость исполнения, некоторые детали художникам все-таки приходиться домысливать.

Читайте также