Дом попал в историю

23.03.2009, 20:15

Видео программы «Сегодня»

Столичные власти сами обратились в суд, пытаясь спасти от разрушения знаменитые палаты князя Пожарского, расположенные на Большой Лубянке.

В Москве сегодня раздавались призывы защитить очередной памятник архитектуры. На этот раз столичные власти сами обратились в суд, пытаясь спасти от разрушения знаменитые палаты князя Пожарского, расположенные на Большой Лубянке.

Их нынешний владелец не занимается реставрацией. А потому сейчас воспетый в литературе бело-голубой дом в центре столицы представляет собой довольно жалкое зрелище.

Чиновники уверяют: это дело станет прецедентным и позволит напомнить другим собственникам о сохранении вверенной им исторической недвижимости. Впрочем, судебно-воспитательный процесс может затянуться, так как найти владельца разрушающегося здания оказалось непросто.

Корреспондент НТВ Айрат Шавалиев подключился к поискам.

Сотрудники Москомнаследия перебирают старые фотографии — так усадьба выглядела в 70-е годы. Чтобы увидеть, как она выглядит сейчас, нужно по Лубянке пройти 20 метров от «Детского мира» и рядом со зданием ФСБ обнаружится грязная строительная сетка. За ней и не разглядишь один из самых важных московских памятников архитектуры.

Рустам Рахматуллин, краевед, историк: «Эти палаты могут помнить и события московского восстания марта 1611 года, когда Пожарский на баррикаде перед собственным домом, через улицу Лубянка, которая тогда называлась Сретенкой, противостоял вылазке поляков и литовцев из Кремля и Китай-города».

Москвовед и представитель общественной организации «Архнадзор», он знает биографию дома не хуже, чем свою. Из этого здания генерал-губернатор Москвы Ростопчин в 1812 году отдавал распоряжение о поджоге столицы перед приходом Наполеона. Именно этот дом описан в одной из глав «Войны и мира». И именно он стал первым памятником федерального значения, приватизированным в начале 90-х.

Рустам Рахматуллин, краевед, историк: «В этом доме в позднесоветские годы было Управление КГБ по Московской области. А затем федеральное правительство в 90-е годы подарило этот дом одному из банков. Банк вскоре обанкротился, палаты были еще дважды перепроданы».

Нынешний хозяин, приобретая памятник в стиле нарышкинского барокко, был обязан его отреставрировать. Это называется покупка с обременением. Обременение оказалось не под силу хозяину — все эти годы дом продолжает превращаться в руину.

Наталья Логинова, пресс-секретарь Комитета по культурному наследию г. Москвы: «Собственник затянул строение сеткой, таким образом, как бы показывая, что готов начать работу. Но с тех пор ничего не произошло».

Собственник — ООО «Карс» — организация загадочная даже для Москомнаследия, и найти ее оказалось непросто. На элегантных воротах усадьбы — металлическая цепь, не прорвешься. Две последние недели телефон компании не отвечал, и только сегодня удалось дозвониться.

Представитель компании: «У нас комментариев никаких пока не будет, а там посмотрим».

В декабре сотрудники Москомнаследия прорвались с инспекцией внутрь здания. На последних фотосвидетельствах уже не лепнина, а лишь ее фрагменты.

Изучив фотографии, чиновники подали на собственника в суд. Росохранкультура требует отобрать памятник за плохое с ним обращение.

Сегодня в Арбитражном суде прошло предварительное заседание — собственника представлял адвокат. Он заявил только, что иск они не получали, о процессе узнали из Интернета и поэтому просят перенести рассмотрение. Суд пошел навстречу.

У Москомнаследия уже есть опыт борьбы с недобросовестными хозяевами архитектурных памятников. Например, в отношении дома на Таганской площади, усадьбы XIX века. При покупке собственник обязался привести здание в первозданный вид, но реставрация так и не началась. По решению суда здание у собственника изъяли.

Если суд у нынешнего хозяина усадьбу отберет, то дальнейшую судьбу федерального памятника определит Росимущество: либо найдет нового собственника, либо снова выставит дом на продажу. И уже новый владелец начнет реставрационные работы.

Защитники памятников надеются, что запаса прочности, заложенного в здание еще князем Пожарским, хватит, чтобы пережить эту административную волокиту.

Читайте также