Моряки приглашают на экскурсию

19.03.2009, 12:18

Видеосюжет: Илья Федосов
Видео программы «Сегодня»

В России отмечают День подводника. Накануне праздника моряки провели экскурсию по российской субмарине.

В России отмечают День подводника. Этот праздник появился 10 лет назад. А подводный флот России отметил в этом году 103-й день рождения. В начале прошлого века императорским указом был создан новый класс кораблей. Первым из них стал легендарный «Дельфин».

Cо временем российские подводные аппараты менялись: росла скорость, глубина погружения и мощь оружия. Неизменным оставалось одно — трудности службы. Чтобы понять, в каких условиях несут вахту моряки-подводники, необходимо побывать на борту подобного корабля.

Такой шанс появился у корреспондента НТВ Ильи Федосова.

Первый отсек подводной лодки — пойдем из носа в корму. Как говорят, хочешь понять человека, посмотри на его рабочее место. В первом отсеке живут торпедисты. Сейчас время мирное, торпедных стрельб мало, поэтому некоторые командиры считают торпедистов бездельниками.

Эта лодка времен Великой Отечественной, а на современных некоторые торпеды несут ядерный боезапас, да в обычном варианте это оружие страшное.

Радиорубка. На боевом дежурстве лодка раз в сутки , не всплывая, выходит на сеанс связи. Нет, с родными поговорить нельзя. Передают зашифрованные приказы, политинформацию, вести с полей, иногда новости спорта, например, как сыграл «Зенит» со «Спартаком». Ну, и, наконец, самое тяжелое для экипажа — приказ о продлении автономного плавания.

Игорь Курдин, председатель клуба моряков-подводников г. Санкт-Петербурга, в 1990–1995 гг. командир атомной подводной лодки К-84: «Вдруг доклад радиста идет по персональному радио в наш адрес. Мне его расшифровывают: вам продление на десять суток. Еще десять суток боевого патрулирования. Вот это было самое сложное, потому что люди морально, психологически, физически были настроены на 89 суток».

Каюта командира. Это на надводном корабле сразу по погонам можно понять, что перед тобой командир. А на подводной лодке, если не знаешь его в лицо, не поймешь. Все одеты в одинаковые комбинезоны — только у командира небольшая нашивка с надписью «командир». Если в отсеке задымление, то лиц через стекла противогаза не видно, а надпись читается очень хорошо. Есть у командиров еще одна общая черта.

Александр Покровский, писатель, в 1976–1986 году начальник химической службы атомной подводной лодки К-216: «Это тяжелая должность, очень тяжелая. В „автономке“ он практически не спит. Можете себе представить: если мы ходили 250 суток в году, 250 суток он не спал».

Центральный пост — самое важное место на подлодке. Здесь обычно находится командир, старпом, боцман на рулях, перископ. На современных подводных лодках он используется не так часто, как это может показаться. Ну, и выход к свежему воздуху — трап в рубочный люк. Именно так и произошла первая авария в истории русского подводного флота. В 1904 году подводная лодка «Дельфин», погрузилась с открытым люком.

Анатолий Белик, старший научный сотрудник военно-морского музея: «Недалеко прошел буксир, который развил волну, волна набежала на корпус подводной лодки. Рубочный люк был открыт, и вода попадает внутрь подводной лодки».

5-й отсек. На современных лодках в нем располагаются баллистические ракеты. У них очень ядовитое топливо. Можно представить себе, что чувствуют моряки, когда многотонная ракета покидает субмарину. Шахта заполняется водой, а через семь секунд уже стартует следующая.

Сергей Егоров, в 1991 году командир атомной подводной лодки К-407: «Вверх лодка подпрыгивает, вниз уходит — как на качелях».

7-й, крайний отсек. На лодке пространство ограничено, и за 90 дней «автономки» это дает о себе знать. Поэтому другие моряки называют подводников «юродивыми» — в хорошем смысле. Зато подводники разных стран понимают друг друга с полуслова. Неслучайно существует международная ассоциация подводников, а международных ассоциаций саперов, пехотинцев или летчиков нет.