Как не испортить отпуск

18.03.2009, 19:52

Видео программы «Сегодня»

Сотням российских туроператоров грозит разорение: одни пытаются объединиться с крупными компаниями, другие закрываются, оставляя клиентов и без путевок, и без денег.

Из-за финансового кризиса люди в первую очередь экономят на путешествиях. Сотням российских туроператоров вообще грозит разорение: одни пытаются объединиться с крупными компаниями, другие закрываются, оставляя клиентов и без путевок, и без денег.

Репортаж корреспондента НТВ Юрия Кучинского.

17 лет Юлия Архиреева из Тулы продавала путешествия по всему миру. А теперь вдруг в один момент сама совершила путешествие, только во времени — обратно в 90-е. Солидный московский туроператор, с которым она давно работала, получил деньги и просто исчез. Долг около миллиона рублей повис на маленькой семейной фирме.

Юлия Архиеева, турагент: «Моя семья — муж и дети — окажется, грубо говоря, на помойке, как последние бомжи».

Найти сотрудников исчезнувшей конторы оказалось делом нехитрым — Юлия сама разыскала в Интернете их резюме, они снова ищут работу. Вот только дело, уголовное дело, все никак не сдвинется с мертвой точки, а клиенты требуют деньги назад.

Юлия Архиеева, турагент: «Милиция отправила дело в ОБЭП, потом вернула обратно. И больше ничего».

От подобных историй, когда деньги взяли, а потом телефон не отвечает и офис на замке, и туристы, и профессиональное сообщество уже как-то поотвыкли. Теперь старые реалии возвращаются. И пусть пока это единичные случаи, но все же многим туроператорам придется сворачивать дела. Вот только бы деньги не воровали.

Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России: «Я думаю, что да — это будет трендом, операторский рынок будет сокращаться. В нынешних условиях при падении спроса выживать тяжело».

В отпуск за границу в этом году не поедет каждый третий из тех, кто раньше регулярно ездил. И это прогнозы не самых мрачных пессимистов. Но дело даже не в том, что русских на пляжах станет меньше — отдыхать им, скорее всего, придется по-другому. Рынок туристических услуг меняется на глазах.

Рушится устоявшаяся схема, когда человек за несколько месяцев планировал отдых, нес деньги в турфирму и туроператор заранее бронировал гостиницы и заказывал чартеры. Всё, оставалось дождаться отпуска. Теперь люди тянут до последнего момента — ведь что там еще будет летом с этим кризисом? Может, отпуск, а может, сокращение. В турбизнес деньги не идут. И ничего заранее ничего не подготовлено. Похоже, возвращается время «дикарей».

Маркетолог Маша — профессиональный «дикарь». Она уже четыре года как не бывала ни в одной турфирме, но за это время объездила уже все уголки Европы. Молодое поколение туристов не нуждается в посредниках, когда Интернет под рукой. Опытный «дикарь» за полчаса закажет билеты, гостиницу и разведает интересные места. И главное — обходится поездка на треть, а то и вполовину дешевле разработанного кем-то тура.

Мария, маркетолог: «Так делают во всем мире. Многие европейцы путешествуют именно таким образом. То есть, если тебе совсем лень, ты, может, воспользуешься агентством, а так — нет».

В какой-то мере «дикарями», похоже, станут все туристы. Не факт, конечно, что семейные постарше освоят к лету Интернет с английским. Пойдут в турфирмы, как привыкли. Но ведь и там сейчас не продадут стабильность.

Реалии рынка: номера в отелях заранее не выкуплены. Они, скорее всего, будут — ведь кризис мировой и отовсюду едут меньше. Но вот какие именно номера, когда вылет точно, узнавать придется уже на чемоданах сидя. Заранее одно можно сказать — «горящих» туров ждать не стоит. В этом сезоне гореть нечему.

Читайте также