НАТО или не НАТО

17.03.2009, 20:02

Видеосюжет: Вадим Глускер (Вадим Глускер)
Видео программы «Сегодня»

Парламент Франции рассматривает предложение президента Николя Саркози о возвращении страны в НАТО.

Парламент Франции рассматривает предложение президента Николя Саркози о возвращении страны в НАТО. В командных структурах Альянса Франция не представлена уже более 40 лет. Хотя и участвует в натовских военных операциях.

По мнению Саркози, с изоляцией пора покончить. Однако, если парламент идею не поддержит, в изоляции окажется уже сам Саркози. Ведь это фактически будет означать провал его внешнеполитического курса.

Собкор НТВ во Франции Вадим Глускер взвесил шансы.

Николя Саркози не стал сам выступать перед парламентариями, отправив в Национальную ассамблею премьер-министра Франсуа Фийона. В эти минуты Фийон убеждает депутатов не столько проголосовать за полноценное участие Франции в структурах НАТО, сколько выразить доверие всей нынешней внешней политике государства.

Голосование проходит спустя неделю, как президент Саркози заявил, что настал момент, чтобы прекратить самоизоляцию Франции от НАТО. Вхождение в военную структуру Альянса он обосновал интересами страны и необходимостью укрепления безопасности в Европе.

Николя Саркози, президент Франции, 11 марта 2009 года: «Франция займет полноправное место в трансатлантическом сотрудничестве как свободный союзник, независимый союзник, добровольный союзник».

С этой идеей Саркози пришел к власти в 2007, подвергнув ревизии историческое решение де Голля, согласно которому Франция вышла из военной структуры НАТО в 1966 году. Тогда же Североатлантический альянс был вынужден перенести свою штаб-квартиру из Парижа в Брюссель.

Сейчас Париж участвует только в работе политических структур Альянса, например, в Совете НАТО, а с 1995 года и в военных операциях, не принимая никакого участия в их планировании. Поэтому, как говорят сторонники Саркози, возвращение к полноправному членству в НАТО это вопрос справедливости: раз французским солдатам позволено проливать кровь в Афганистане, то французским генералам должно быть предоставлено право голоса в Брюсселе.

Да и разросшийся Альянс включил в свой состав новых активных участников вроде Польши. Получается, что они формально имеют больше влияния на решения НАТО, чем Франция.

Теперь уже Франция выдвигает 2 условия — назначение французского генерала на важнейший пост руководителя стратегическим командованием НАТО по трансформации в Норфолке, а еще один француз должен возглавить региональное командование в Лиссабоне, в ведении которого находятся силы быстрого реагирования и управление космической разведки НАТО.

Дебаты проходят очень бурно. Оппозиция и 30 парламентариев от правящей партии говорят о том, что это предательство наследия де Голля, что независимость от НАТО и США всегда было предметом особой гордости французов.

Однако обсуждение носит, скорее, формальный характер. Ведь у сторонников Саркози в парламенте большинство и через 2–3 часа решение о вхождении в военные структуры Альянса должно быть оформлено юридически.

Читайте также