Тени и шорохи музыки

16.03.2009, 21:07

Видео программы «Сегодня»

В Московской филармонии открылось «Другое пространство» — новый фестиваль современной музыки.

В Московской филармонии открылось «Другое пространство» — так называется новый фестиваль современной музыки. Ближайшие три дня в академическом здании будут звучать авангардные произведения. Автор одного из них, например, признался, что в его сюрреалистическом сочинении возникают лишь тени музыки, которая тут же исчезает и гасится в шорохах.

Участников «Другого пространства» действительно пытаются поместить в новую обстановку. Организаторы говорят, что хотят разрушить барьеры между композитором, исполнителем и слушателем. Поэтому помимо традиционного формата «сцена — зрительный зал» проведут перформансы, круглые столы, кинопоказы и инсталляции.

Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг побывал на открытии.

Утром перед началом фестиваля картину проясняет композитор Александр Чайковский. Петра Чайковского, говорит, сегодня играть не будут, это другое пространство.

Александр Чайковский, композитор, организатор фестиваля «Другое пространство»: «Традиционной мелодики не будет. Сейчас для рояля пишут совсем по-другому».

Для такого нового в старых нотах даже условных обозначений не сыщешь. И молодой автор волен сам писать легенду для современников-исполнителей: когда играть, когда шуметь, когда стучать. Они, впрочем, все равно больше импровизируют и эпатируют.

Украинский композитор Александр Щетинский в своей моноопере «Благовещенье» добавил еще и световые инсталляции. К какому из искусств это теперь относить, не знают ни он, ни его коллеги.

Сегодня поют в стенах Московской филармонии, завтра в Галерее современного искусства. Солистка театра «Геликон-опера» с абсолютным музыкальным слухом давно исполняет классические арии вперемежку с песнопением иного рода.

Татьяна Куинжи признает: это другое пространство лишь для тех избранных, кто уже осилил путь от Глинки до Шнитке.

Татьяна Куинджи: «Когда они всю жизнь слушают „Травиату“ и „Кармен“, то уже хочется и услышать чего-то новое. Они приходят готовы получить эстетическое удовольствие от некоторой работы слуховой».

В борьбе за слушателя, окруженного коммерческими клипами, хитами и ФМ-радиостанциями, все средства хороши и даже вовсе не академические. Вчерашние выпускники Консерватории устраивают на концертах инсталляции, над сценой запускают видеопроекции… Еще немного и пустятся в пляс.

Открытие фестиваля совпало с открытием новой уникальной площадки в центре Москвы. Бывшую точку советского общепита при Концертном зале имени П. И. Чайковского за год превратили в необычный камерный двухъярусный зал. Ровно таким его хотел видеть главный авангардист отечественной сцены Всеволод Мейерхольд.

Ольга Бочихина, композитор, участник фестиваля «Другое пространство»: «Он предполагал, что сцена должна быть мобильной. Причем и сцена, и потолок, и амфитеатр — все это включалось в одно пространство сообщения. Это превращалось в такое единство мысли композитора, исполнителя, слушателя».

На ближайшие три дня в этом трюме Мейерхольда прописан весь академический андеграунд бывшего Союза. Более 20 участников из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева борются за звание экстремалов от музыки, не признающих канонов классики.

И что самое удивительное, эту музыку не только исполняют, ее слушают. Из этих 20 отчаянных, что пошли по пути не классической, но и не коммерческой музыки, лучших отберут не члены жюри, а сам зритель.

Наградой за смелость станут не статуэтки и не денежные призы, а заказ на новое произведение для следующего фестиваля «Другое пространство».

Читайте также