Гений танца и звезда эпатажа

13.03.2009, 19:11

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Звезды Мариинского театра представляют «Подношение балету», посвященное юбилею прославленного Вацлава Нижинского.

Сегодня в Эрмитажном театре необычная премьера. «Подношение балету» готовят звезды Мариинского театра и балетная труппа Консерватории. Вечер пройдет в честь юбилея Вацлава Нижинского. 110-летие отмечалось накануне.

Можно сказать, спектакль назначили на пятницу 13 марта неслучайно. Скандалы сопровождали гениального танцовщика всегда — образ жизни и непривычная для публики эстетика хореографии.

Генеральную репетицию, которая проходила в театре консерватории, увидел корреспондент НТВ Павел Рыжков.

На вечере «Посвящение балету» будет исполнен и этот редкий хореографический номер. На спектакле в честь Вацлава Нижинского миниатюра «Бабочка», созданная знаменитой балериной XIX века Марией Тальони, просто обязана была появиться на сцене Эрмитажного театра.

Игорь Колб, премьер Мариинского театра: «К своему неведению не знал, что при входе в Эрмитажный театр стоит мраморное изваяние Марии Тальони. Когда я шел на пресс-конференцию, увидел Тальони и подумал: „Надо же, как я почувствовал, что именно эта хореография нужна“».

Для Игоря Колба были важны возобновленные номера, которые практически нигде не идут. Звезды Мариинского театра Жанна Аюпова, Ульяна Лопаткина, Игорь Колб станцуют репертуар Вацлава Нижинского и Анны Павловой.

С особым трепетом Игорь Колб готовится выйти в партии Фавна, которую он никогда не исполнял. Известно, что в 1912 году на «Русских сезонах» в Париже хореография Нижинского на музыку Дебюсси вызвала скандал.

Публика не хотела принимать непонятный ей танец, где танцовщик двигался не в унисон с музыкой, а в паузах. «Послеполуденный отдых Фавна» ради этого вечера восстанавливается балетной труппой консерватории. Репетируют под звук кассетного магнитофона.

Как показать личность танцовщика, который мог станцевать на сцене невероятные вещи. В одном из балетов начала ХХ века Вацлав Нижинский исполнил партию не человека, не даже розы, которая есть в либретто, а аромат этого цветка.

Загадку Вацлава Нижинского старались разгадать многие хореографы, в том числе и на Западе. Ему посвящают не мало документальных фильмов и драматических постановок.

Чтобы создать легенду после ухода со сцены Нижинского, Сергей Дягилев сознательно запрещал снимать на кинопленку гениального танцовщика. Только по воспоминаниям современников известно, что у него был затяжной прыжок. Нижинский словно зависал в воздухе.

Олег Виноградов, народный артист СССР: «Мягкое приземление, большой прыжок, баллон — возможность зависания в воздухе. Правда, трудно говорить, было это или нет. Потому что балет существует сегодня, сейчас. Его не может быть ни вчера и ни завтра».

Как утверждает Олег Виноградов, судя по фотографиям, телосложение Нижинского не отвечало требованиям классического балета. И в свою труппу он такого танцовщика скорее всего не взял бы. Но почему Нижинский так привлекает внимание. Скандальными фактами в биографии или невероятной судьбой?

Он сошел с ума в 29 лет. В балете у Нижинского всегда были последователи. Им приходится почувствовать тонкую нить преемственности, связывающую их с гением танца, балансировавшим на грани безумия.

Читайте также