Деревьям грозит тихая смерть

11.03.2009, 16:21

Видеосюжет: Дарья Криволапова
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Через пять лет Петербург может остаться без берез, вязов и кленов. Причина — неизлечимая голландская болезнь. Графиоз уже уничтожил семь тысяч городских деревьев.

Тихая смерть грозит деревьям. Голландская болезнь графиоз, обнаруженная в 2001 году на юге города, сначала уничтожала вязы. Это идеальное для Петербурга дерево. Растение газо и- солеустойчивое, а также неприхотливое.

Сейчас инфекция мутировала и пожирает все деревья без разбора. Специалисты говорят, что если не найти лекарство, то лет через пять болезнь может уничтожить все деревья Петербурга. И это не преувеличение. Она распространяется в геометрической прогрессии.

Цифры и факты — в репортаже корреспондента НТВ Дарьи Криволаповой.

Эту страшную заморскую болезнь специалисты открыли еще восемь лет назад. Но никто даже не догадывался о ее последствиях. Если в 2002 году в Петербурге вырубке подлежало только 40 деревьев, то сейчас это количество исчисляется уже в тысячах.

Этому вязу примерно сто с лишним лет. В идеальной ситуации его нужно было спилить как только обнаружили болезнь. Ее первый признак — повреждение кроны. Так поступают специалисты в Европе.

Ведь болезнь может поразить дерево всего за три недели. А если уничтожить больной вяз оперативно, то это поможет избежать заражения соседнего дерева. Голландский недуг передается и через почву, и с насекомыми.

Татьяна Дорофеева, начальник отдела технического надзора по текущему содержанию объектов общего пользования СПб ГУ «Центр комплексного благоустройства», кандидат биологических наук: «Поскольку дерево уже было заражено графиозом, то, разлетаясь, из больного дерева они разносят на своем теле поры графюма. Вредители питаются на маленьких веточках, переносят заболевание на здоровые вязы. Поэтому веточки желтеют внезапно одна за другой».

Наглядный пример такого опасного соседства. На стволе зараженного вяза видно характерные следы жуков-переносчиков болезни. Но его не успели вовремя спилить. Буквально в нескольких сантиметрах от него как будто здоровое дерево. Это если не поднимать голову вверх. К сожалению, в Петербурге опять не так, как в Европе.

Татьяна Дорофеева, начальник отдела технического надзора по текущему содержанию объектов общего пользования СПБ ГУ «Центр комплексного благоустройства», кандидат биологических наук: «Организационные вопросы в Петербурге решаются медленнее. Учитывая, что зеленые насаждения в городе принадлежат разным ведомствам, не только садово-парковым и жилищным организациям, но и частным предприятиям. Оттого на их территории заболевшие деревья никто не уничтожает».

Впрочем, здесь главную роль играет и финансовый вопрос. Например, чтобы вырубить одно зараженное дерево нужно от 3 до 10 тысяч рублей. Сюда входит и снос вяза, и его вывоз на свалку. Высаживать новые пока не на что.

В России не выращивают вязы, устойчивые к голландской болезни. Они есть в Германии. Но саженец стоит 45 тысяч рублей. Недавний мониторинг показал: город нужно избавить почти от десятка тысяч деревьев.

В итоге получается годовой бюджет садово-паркового хозяйства. Простые арифметические действия показывают: чтобы спасти зеленые насаждения от массовой гибели, нужны большие средства.

Ольга Андриянова, инженер-технолог центрального садово-паркового хозяйства: «Мы видим как будто здоровые стволы, но дерево полностью высохло. На данный момент это вяз, который погиб от голландской болезни. Он обработан короедом. Это последняя стадия недуга, поэтому стволы кажутся здоровыми. К населению имеется просьба: люди должны с пониманием отнестись к тому, что в городе не снимаются здоровые деревья. Снимаются только больные усохшие, прогнившие растения, которые отжили свой век».

Пока же горожане только препятствуют работе садово-паркового хозяйства. Игнорируют объявления с просьбой убрать машины, когда планируется вырубка, и пишут жалобы, которые тоже нужно рассматривать. Хотя как только наступит весна, нужно просто внимательнее приглядеться к деревьям и понять масштаб угрозы, которую несет голландская болезнь.

Как излечить деревья от голландской болезни, еще не придумали. Сейчас в городе больше семи тысяч зараженных вязов. Специалисты пугают: скоро этой породы вообще не останется в Петербурге. Правда, на Вязовой улице уже растут липы.

Читайте также