Услышать мир

11.03.2009, 12:02

Видео программы «Сегодня»

В Хабаровске открылись курсы реабилитации для детей, у которых родители глухонемые.

В Хабаровске открылись курсы реабилитации для детей, у которых родители глухонемые. Задача педагогов — научить своих воспитанников, с рождения живущих в тишине, находить общий язык с внешним миром.

Репортаж корреспондента Дмитрия Андреянова специально для НТВ.

На занятиях можно шуметь, кричать и прыгать до упада. За баловство похвалят воспитатели и не накажут мама и папа. Родители этих малышей не могут подарить своим детям радость общения. У взрослых проблемы со слухом и речью.

Татьяна Фомичёва, психолог, автор программы реабилитации: «У нас есть девочка, у которой папа слышащий, мама глухонемая, но дочка в детском садике всегда держится особняком: одна и разговаривает на языке жестов».

Детям из таких семей требуется помощь психологов и логопедов. Сверстники к трем годам уже пытаются спорить со взрослыми, а у глухонемых малыши только учатся выговаривать слово «мама».

Анна Непомнящая, психолог: «Они плохо усваивают цвета, формы. Они мало знают героев сказочных, потому что им сказки никто не читает».

Родителям в класс вход воспрещен. Ребенок должен приобрести главный человеческий навык — общение с другими детьми. Язык жестов, на котором разговаривают дома, здесь не понимают.

Ведут занятия добровольцы — старшекурсники хабаровских университетов. Два раза в неделю в классе и раз в неделю волонтеры на дому прививают взрослым навыки общения с собственными детьми.

В семье Переверзевых следуют рекомендациям психологов. Дома появился музыкальный центр, взрослые принимают участие в нетихих детских играх и не выключают звук телевизора, как это принято у глухонемых.

Елена Переверзева: «Занятия больше познавательные. Они проводятся в игровой форме, в музыкальной форме. А у нас все в комплексе».

Ранее проблеме слышащих детей глухонемых родителей не уделялось должного внимания, пока в школах города не забили тревогу. Школьники из семей, в которых хотя бы один из родителей испытывает проблемы со слухом, не успевают по всем предметам.

Татьяна Фомичёва, психолог, автор программы реабилитации: «В первый класс пришли, ребенку 7 лет. Допустим, он не делает уроки. Мы с ним занимаемся. Иногда и в 12 лет нужно заниматься с ребенком. Конечно, это сложно иногда, но в любом случае всегда можно что-то сделать».

На учете в Центре реабилитации 33 хабаровских семьи. Педагоги только начали вести статистику. Предполагают, что в краевом центре счет детям, нуждающимся в помощи, пойдет на сотни.

Суть своего метода хабаровские психологи объясняют просто: глухонемым родителям нужно чаще общаться со своими детьми любыми доступными им способами. И добавляют: подобные проблемы испытывают и в семьях, где мамы и папы отлично слышат и прекрасно говорят.

Читайте также