Гармошка — не мужское дело

08.03.2009, 13:03

Видео программы «Сегодня»

На Кавказе гармошка популярна в основном среди женщин. Мужчины со слабым полом даже не рискуют соревноваться.

На Кавказе гармошка популярна в основном среди женщин — мужчины со слабым полом даже и не рискуют соревноваться. Скорее, в силу сложившихся стереотипов: согласно одному из них, гармонистки гораздо способнее гармонистов.

Корреспондент НТВ Руслан Гусаров послушал и сравнил.

С большой сумкой в руках гармонистка спешит на очередную репетицию детского ансамбля песни и танца. Без нее репетиция будет скомкана, ведь очень скучно и неинтересно танцевать лезгинку без знаменитой кавказской гармошки, и уж тем более — петь без нее.

Этнографы считают, что гармонь стал широко проникать на Кавказ примерно в середине XIX века, в основном через русских офицеров, чиновников и путешественников. Достаточно быстро гармошка вытеснила традиционные струнные инструменты суровых горцев, на которых, кстати, играли исключительно мужчины.

Эльбрус Кантеморов, заведующий национальным отделом Северной Осетии: «Для мужчины играть на гармошке считалось недостойным. И мужчины избегали этого сугубо женского инструмента».

Особенно ярко матриархат кавказской гармошки проявляется сегодня в Ингушетии и в Северной Осетии. Два разноязычных народа-соседа в этом вопросе похожи друг на друга как две капли воды. В обеих республиках на концертах, свадьбах и вечерниках на гармошке, а также на аккордеоне играют, как правило, женщины.

Сима Ревазова, заслуженная артистка России и Северной Осетии: «Очень редко, когда мужчины играли. Считалось, что такой мужчина не совсем настоящий мужчина».

Райсат Евлоева, заслуженная артистка России, народная артистка Ингушетии: «Это не мужское дело быть шутом. Мужчина должен быть всегда быть мужчиной и на своем месте».

Как ни странно, но считается, что именно женские руки и пальцы могут по-настоящему зажечь настоящую лезгинку, что на гармошке, кстати, технически весьма непросто.

Заслуженная артистка России и Северной Осетии Сима Ревазова от концертной практики преподавания гармоники отказалась уже давно. Но любимый инструмент, конечно же, всегда рядом: и в грусти, и в радости, для друзей, соседей, для любимого мужа Сулеймана, с которым Сима живет уже 57 лет.

Корреспондент: «Сима, но ведь это же не просто разжимать, сжимать и опять разжимать гармошку на протяжении целого произведения. Не устаете? Может быть, мужчинам надо этим инструментом пользоваться?»

Сима Ревазова, заслуженная артистка России и Северной Осетии: «Мужчины пусть тоже играют, но женщины играют лучше. Вот так. Пусть они знают».

Гармонистки Осетии и Ингушетии твердо уверены, что лучше и проникновеннее них мелодии родины, души и сердца не сыграет ни один мужчина. И кавказские мужчины с этим особо не спорят. Они тоже знают, что лучшую лезгинку на гармошке им сыграет, конечно же, женщина, и не только лезгинку.

Читайте также