Основы правоведения на примере сказок

08.03.2009, 12:23

Видеосюжет: Максим Березин
Видео программы «Сегодня»

В Карачаево-Черкесии по новой программе изучают основы законодательства.

Правоведение — на понятном для школьников языке. В Карачаево-Черкесии по новой программе изучают основы законодательства. На уроки в старшие классы приходит прокурор.

А малышам о гражданских свободах и обязанностях рассказывают на примере сказок. Иллюстрации к трудовому кодексу — по Золушке, образец расовой дискриминации — по Гадкому Утенку.

Корреспондент НТВ Максим Березин оценил педагогический эффект.

За агитационные материалы в рамках нового эксперимента Карачаево-Черкесские педагоги взялись всерьез. Чтобы старшеклассники хорошо уяснили что такое ответственность перед законом, в классах развесили плакаты с выдержками из Уголовного кодекса. Крупный текст яркой краской, информация — доступнее некуда.

Рабигат Докумова, директор средней школы №2 г. Черкесска: «Уже с начальной школы наши дети будут подкованы в вопросах правоведения».

Рассказать о правоведении младшим классам с помощью одних только плакатов уже не получится. Социальный педагог Юлия Хужева разработала программу с нуля. Методический материал нашла в русских народных сказках. Что не сюжет, то нарушение прав личности. Сказочный волк — в своем привычном амплуа.

На примерах сказочных персонажей принципы Декларации прав человека школьники усваивают быстро. В этой сказке Волк попытался нарушить сразу два основополагающих права: на жизнь и на неприкосновенность жилища.

С Золушкой возникают небольшие трудности. Какое-то время учитель объясняет классу, для чего нужен Трудовой кодекс.

Учащийся: «Мы понимаем, что те вещи, о которых учитель сказал, нельзя делать. Что при таких случаях нужно обращаться как в Трудовую инспекцию, милицию».

Благодаря Лягушке-путешественнице ученики поняли, что значит право на свободу передвижения, а затем дружно осудили притеснение Гадкого Утенка по национальному и расовому признаку. Такие уроки, по словам психологов, помогают раскрыть в ребенке личность.

Марина Столбунова, детский психолог: «Есть семьи неблагополучные, в которых дети многие даже не догадываются о том, что они имеют полное право не получать оплеухи и что родители не имеют права напиваться, избивать их».

На таких уроках известная мораль о том, что добро в сказках обязательно побеждает зло, немного искажается. Злу просто не дают свершиться. Красной Шапочке не стоит общаться с Волком, а лучше сразу пожаловаться в милицию.

В ставропольских школах поступили проще: сказки здесь не интерпретируют, на занятия к детям приходит прокурор с Уголовным кодексом. Синяя форма работника Прокуратуры настраивает аудиторию на нужный лад. Редкую возможность задать какой-нибудь актуальный вопрос ученики не упускают.

Учащийся: «Какова ответственность за хранение и употребление наркотиков?»

Сотрудник прокуратуры: «Хищение, либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет. Понятно, да?»

Подобные занятия в школах пока никак не влияют на статистику подростковой преступности. Но в прокуратуре уверены, что используют правильную методику. Если эксперимент приживется, учеников, возможно, начнут водить на экскурсии в места не столь отдаленные. Лекция в колонии для несовершеннолетних — экстремально, зато наглядно.

Читайте также