ДТП без ГИБДД

01.03.2009, 13:11

Видео программы «Сегодня»

С 1 марта автомобилисты смогут оформлять мелкие аварии по упрощенной схеме и получать возмещение по закону об ОСАГО в своей страховой компании.

С 1 марта автомобилисты смогут оформлять мелкие аварии по упрощенной схеме и получать возмещение по закону об ОСАГО в своей страховой компании. Сегодня вступили в силу новые правила автогражданки — так называемый европротокол. В каких страховых случаях он применяется, выяснял корреспондент НТВ Александр Калинин.

Менеджер среднего звена Михаил недавно стал участником среднестатистической аварии. Недалеко от ДК им. Горбунова его внедорожник задела легковушка. Пострадали бампер, решетка радиатора и поворотник.

Михаил Ревук, автовладелец: «Сотрудников ГИБДД вызвали. Они ехали на место часа 3,5. Правда, это было около 18 часов, то есть самый час пик».

На дороге выросла пробка, встали троллейбусы. Пока ждали автоинспекторов и оформляли ДТП, Михаил чего только не наслушался. Может, поэтому он так надеется на поправки в закон об ОСАГО, которые начинают действовать с 1 марта. Одна из них — так называемый европротокол — позволит оформлять мелкие аварии без участия ГИБДД.

Оформить аварию без автоинспектора можно будет при условии, что в ней участвовали две машины, никто не пострадал, а сумма ущерба не превысила 25 тысяч рублей. И самое главное: водители должны прийти к обоюдному согласию по всем обстоятельствам аварии. Если хотя бы одно из этих условий не будет выполнено, придется, как и раньше, вызывать инспектора.

Нововведение на самом деле не несет ничего нового. В Европе такие правила действуют уже 30 лет. Но если там ими пользуются часто и охотно, то у наших водителей могут возникнуть проблемы, прежде всего, психологические. Неудивительно, ведь в России уже давно автоавария и автоинспекция — понятия неразлучные.

В Европе, правда, нет столь жестких условий. Например, французские водители обязаны вызывать полицейских, если пострадали люди или госсобственность. В Бельгии даже наличие раненых — не повод звонить в полицию. В Российском союзе автостраховщиков водителям советуют первое время от услуг инспекторов не отказываться. Поправки здесь называют сырыми и уже смотрят в будущее.

Андрей Кигим, президент Российского Союза автостраховщиков: «В нынешнем варианте упрощенная процедура — это, скорее, обкатка, стратегия. Через год придут к государству с предложением: не пора ли увеличить тариф и убрать лимит? Вот тогда это будет услуга. На сегодняшний день это риск».

Правозащитник Леонид Ольшанский такое развитие событий как сердцем чувствовал. Он за презумпцию невиновности, против ОСАГО и механизма, когда водитель должен платить за еще несовершенное нарушение.

Леонид Ольшанский, вице-президент Движения автомобилистов России: «Все поправки — это подпорки под гнилой забор в дачном кооперативе. Вы себе отрубаете путь к большим оплатам! Завтра выяснится, что вы не только фонарик разбили, но у вас выгнулось внутрь крыло, ланжерон. Есть хорошо известное всем понятие — скрытый дефект. Вам эксперт насчитает потери на 100 тысяч рублей, а вы договорились на месте на 25».

Случай Михаила был классическим. Ущерб — 23,5 тысячи, две машины, пострадавших нет, водители пришли к согласию. Но на оформление документов в ГИБДД он потом потратил еще 2 дня. Теперь Михаил уверен, что европротокол поможет экономить время.

Михаил Ревук, автовладелец: «Авария создает огромные пробки, которых у нас и так очень много, отнимает время, срываются сделки, люди не успевают на встречи».

Правда, оценить прелести европротокола Михаил пока не сможет. Упрощенная процедура оформления ДТП будет доступна только тем, кто заключил договор об ОСАГО после 1 марта 2009 года, всем остальным придется ждать, когда закончится действие старого полиса.

Читайте также