В деревне Никола-Ленивец Калужской области заканчивается масленичный фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние-2009».
В деревне Никола-Ленивец Калужской области сгорела «Огонь-Баба», закончив масленичный фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние-2009». В этом году его решили провести в последний день зимы. А сожженное чучело не что иное, как одно из произведений ландшафтных художников.
Свои нынешние работы они посвятили взаимоотношениям человека и цивилизации, в первую очередь имея в виду, конечно, разразившийся экономический кризис. В его честь соорудили «Позолоченного тельца» в противовес быку с Уолл-стрит.
Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг посмотрел скульптуры.
Кому развеселая Масленица, а кому антикризисное искусство. Архитектор Василий Щетинин в чистом поле у калужской деревни Никола-Ленивец взял быка за рога, и вот что вышло.
Василий Щетини, архитектор: «Бык, который может пободаться. Может быть, это станет традицией, может быть, люди, которые что-то потеряли, например, свои сбережения, приедут, помолятся. Намолят на эту конструкцию чего-то».
Рядом с быком скульптурная композиция «Огонь-Баба». По версии авторов, это воплощение русских зимних забав и национального гостеприимства. У автора, художника Константина Ларина, Баба вышла многофункциональная. Сначала развеселила, потом покатала, в горящую избу не вошла, зато сама сгорела, став масленичным чучелом и символом уходящей зимы.
Говоря языком искусствоведов, это некий арт-перфоманс, выставка современного искусства в виде инсталляции. Говоря проще, это народные гуляния, Масленица, блины, хороводы, проводы зимы. Авторы этих конструкций как могут пытаются доказать, что их искусство от народа не так уж и далеко. И судя по тому, что сегодня в затерянную в калужских лесах деревню Николо-Ленивец приехала тысяча человек, они оказались правы.
Арт-деревня, что сегодня становится народной точкой на туристической карте страны, еще вчера служила остро модной площадкой исключительно для художественной богемы. Фаворит Венецианского бьеннале и европейских музеев современного искусства Николай Палисский еще с 80-х мечтал превратить полюбившуюся деревню в коммуну для самых смелых художников страны.
Приметы прежней арт-цивилизации до сих пор на виду: огромный маяк, целиком выстроенный из прутьев, деревянная инсталляция «Границы империи», словно навеянная мотивами русского фольклора, и дома, дома, один причудливее другого. И только фотографии давно ушедшего лета раскрывают загадку для непосвященных. То не дома, а плоты. На них сплавляются по местной реке Угре в поисках вдохновения самые авангардные художники округи и просто творческие натуры.
Николай Полисский, художник: «Когда здесь не было других объектов, эта „Граница империи“ смотрелась шикарно. Казалось, что это оставили какие-тосовсем-совсем древние люди. То есть не было присутствия человека. А сейчас человек уже присутствует, поэтому уже это скучно, нужно абстрагироваться».
Идеологи фестиваля «Архстояние», что проходит каждый год в калужской глубинке, радуются нынешней Масленице, но при этом спорят друг с другом. Одни говорят: раз арт-деревня превратилась в туристическую забаву, значит, пора перебираться и осваивать новую целину.
Но другие, а вместе с ними и калужские власти, обнадеживают. 200 гектаров окрестных полей и лесов хотят отдать под сугубо художественную задачу. Главное не заблудиться в этих лесах и в новейших течениях современного искусства.