Спектакль онлайн

20.02.2009, 15:03

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В театре Балтийский дом перенесли на сцену действие бестселлера «Одиночество в Сети».

В Балтийском доме идут последние приготовления перед экстравагантной премьерой. В театре-фестивале решились на эксперимент: перенесли на сцену действие бестселлера Януша Вишневского «Одиночество в Сети».

Это видеоарт и трансляция в онлайн режиме. Создать такую сценическую версию романа взялся соотечественник знаменитого писателя режиссер Генрих Барановский.

На генеральном прогоне спектакля побывал корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Польский писатель Януш Вишневский и сам не очень верил в возможность переноса на сцену его романа «Одиночество в Сети». Ведь действие бестселлера стремительно разворачивается не только в виртуальном пространстве, но и в разных странах. Например, диалоги главной героини и ее подруг происходят прямо в автобусе на пути в Париж.

За время создания романа термин «виртуальная любовь» стал уже чем-то обыденным. Тем не менее польский доктор информатики и химических наук Януш Вишневский предпринял попытку изложить вечный сюжет о любви именно в таком ракурсе.

Главные герои знакомятся и влюбляются друг в друга в чате. В онлайн-спектакле актер Валерий Соловьёв захотел играть после того, как прочитал роман. Теперь он цитирует Вишневского.

Валерий Соловьёв, заслуженный артист России, исполнитель роли Якуба: «У Вишневского есть одна гениальная фраза: „Господи, позволь мне быть похожим на того, кем считает меня моя собака“».

Для того чтобы перевести текст бестселлера на сценический язык, театру пришлось искать новые технические решения. На подмостках проложили три отрезка рельсов для перемещения площадок с экранами.

Видеоарт, по идее режиссера Генриха Барановского, не просто фон, а действующий персонаж. В такой постановке не обошлось и без эпатажа. Но виртуальная сценография на репетиции периодически давала сбои.

Создать первый спектакль по произведению своего соотечественника для известного польского режиссера стало делом профессиональной чести. Барановский ставил в Европе произведения Достоевского и Кафки, но перенести на сцену современную прозу оказалось сложнее, и технически и духовно.

Генрих Барановский, режиссер: «Это абсолютная смена парадигмы. Это значит, что мы находимся в нашей культуре, в нашей цивилизации. Это такая смена парадигмы. Мы не представляем, что может измениться еще».

Режиссер прочитал роман по своему и старается доказать зрителю, что не нельзя подменить настоящие чувства жизнью онлайн. Актерам нужно не только вжиться в образ современников, но и вместе с постановщиком заглянуть в будущее. Поэтому здесь никто не скрывает, что все происходящее не просто премьера, а эксперимент.

Татьяна Кузнецова, заслуженная артистка России, исполнительница роли Эвы: «Другое дело, что вся история двигается не просто, очень не просто. Но это нормально. То, что не просто на выходе, там, где неприятности, там судьбы поворот».

Януша Вишневского в театре «Балтийский дом» приобщили к российской интернет-культуре. Знаменитого польского писателя уговорили зарегистрироваться на сайте «В Контакте.Ру». Все поклонники романа «Одиночество в Сети» теперь могут общаться с Вишневским на тему любви, генетики и будущего спектакля. Может быть, просиживая долгие ночи в Интернете, писатель найдет тему для нового бестселлера.

Читайте также