У машиниста должна быть помощница?

19.02.2009, 20:58

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Верховный суд рассмотрит обоснованность того, что к опасным для женщин профессиям относится работа на подвижном составе метрополитена.

Верховный суд рассмотрит обоснованность перечня опасных специальностей, на которых запрещено трудиться женщинам. Вернее, один из пунктов, по которому к вредным профессиям относится работа машиниста и его помощника.

С иском обратилась 22-летняя петербургская студентка, которую отказались принимать на работу в метрополитене. В этом списке оказались такие специальности, как водитель автобуса, монтировщик линий электропередачи, взрывник, водолаз и сантехник, Но Анна Клевец захотела стать именно помощницей машиниста.

Репортаж корреспондента НТВ Виктора Черногуза.

Станции метро она теперь старается обходить стороной. После того, как в управлении кадров петербургского метрополитена ей сказали: «Двери закрываются».

Анна Клевец, истец: «Меня даже не впустили в кабинет отдела кадров. Когда они узнали, по какому я вопросу, мне сразу же сказали, что на эту должность женщин не берут. И даже письменные заявления рассматривать не будут».

Кадровики метрополитена, объясняя свое решение, сослались на постановление правительства от 2000 года. Где в списке запрещенных для женщин профессий есть и такая — машинист метро.

Юлия Шавель, пресс-секретарь ГУП «Петербургский метрополитен»: «Мы не можем принять женщину на работу машиниста в метрополитен, потому что мы основываемся на перечне. Его приняло правительство в 2000 году».

В этот список попали профессии слишком опасные для женского здоровья. Но и без всяких врачей машинисты знают: под землей девушкам не место.

Юрий, машинист: «В 1:30 ночи заканчиваем, в 5:00 утра встаем. Работаем до 10 часов утра. Мы постоянно находимся в моральном и физическом напряжении. От мужчины такая работа требует полных сил. Женщина не сможет выполнять эти функции».

Кассиры, контролеры, диспетчеры — главные женские профессии в петербургском метро. В общем, это та работа, где требуется аккуратность и нет серьезных стрессов. За всю историю городского метро поезда в нем водили всего три женщины.

Наталья Донская спустилась под землю сразу, как только в городе открыли метро, в 55-м году, и 32 года проработала машинистом. Повторять свой опыт девушкам она не советует: слишком тяжело. Хотя случались в работе и приятные моменты.

Наталья Донская, в 1955 — 1987 гг. машинист метро: «Например, когда останавливались на станции „Технологический институт“, мы открывали окно. И нам обязательно дарили коробку конфет, или букет цветов, или какую-то книгу. Это было, конечно, большое внимание».

По образованию Анна Клевец юрист. Сейчас заканчивает Политех. Этот процесс для нее и бесценная практика, и возможность немного заработать. Параллельно Анна подала еще один иск в районный суд о возмещении морального ущерба. Ведь отказ в приеме на работу причинил девушке душевную боль.

Елена Плешко, адвокат Анны Клевец: «Исходя из зарплаты машиниста и морального вреда, иск оценили в 100 тысяч рублей».

В том, есть ли в этой истории элементы пиар-компании или девушка действительно искренне мечтает водить по темным тоннелям вагоны, теперь будет разбираться Верховный суд, куда передана жалобы петербургской студентки.

По существу Верховный суд начнет рассматривать это дело 2 марта. Понятно, что любой приговор вызовет общественный резонанс. Сама Анна Клевец уже заявила: в случае, если Верховный суд не согласится с ее доводами, она будет обжаловать вердикт.

А если судьи примут сторону петербургской студентки, для городского и российского метро это означает наступление новой эры равноправия полов. Что в перспективе может изменить само лицо этой мужской и довольно суровой профессии.

Читайте также