Сошедшие с полотен

12.02.2009, 19:24

Видео программы «Сегодня»

В этнографическом музее под Иркутском появились постоянные обитатели.

В этнографическом музее под Иркутском появились постоянные обитатели. Это куклы. Первыми заселили фигурки исконных жителей восточной Сибири. Однако этим авторы не ограничились и скоро к экспозиции присоединились персонажи полотен русских художников и… герои голливудских блокбастеров.

Репортаж Антона Артемьева специально для НТВ.

Теперь Моника Белуччи живет в глухом сибирском селе. Вернее, кукла, вылепленная по образу злой героини из фильма «Братья Гримм». Колдунья, которая ищет молодость, вдохновила кукольного мастера Марию Тихонову, прежде всего, ее неповторимый костюм.

Год кропотливой работы — и экранный персонаж ожил в экспозиции музея. Прежде чем взяться за иностранную знаменитость, Мария Тихонова изготовила десятки кукол по мотивам произведений русских писателей и картин великих художников.

Свою первую коллекцию кукол Мария Тихонова изготовила для архитектурно-этнографического музея «Тальцы». Старинную сибирскую деревню заселили куклами, чтобы было понятно не только где жили, но и как жили, во что одевались сибирские народы.

Бурятских женщин в таких национальных костюмах теперь не встретишь. Одежда для кукол скрупулезно составлялась для этнографической коллекции музея по архивным документам, старинным рисункам и сохранившимся фотографиям.

Последний из могикан, дедушка сибирской коренной народности неизлечимо болен, однако не перестает курить трубку и улыбается уголками глаз. «Нищая» Ильи Репина стала творческим талисманом Тихоновой, поскольку куклы передают изображения с холста настолько точно, что кажется: она сошла с полотна. И теперь героиня уже не двухмерна — можно рассматривать ее со всех сторон.

«Дети, бегущие от грозы» (картина, написанная Маковским) в кукольной копии чуть не поскальзываются о грибы, выпавшие на мостки. Эта деталь была выдумана кукольным мастером. В глазах девочки, рассыпавшей грибы, из рассказа Льва Толстого, читается искренний испуг. Дети, которые строят игрушечную избу, улыбаются как живые. Хотя, признается автор, оживить удалось далеко не всех персонажей. Некоторым из них так и не суждено было стать произведениями искусства.

Мария Тихонова, кукольный мастер: «Например, я планирую сделать какую-либо куклу. Начинаю, леплю голову. А потом по каким-то причинам или голова не нравится, или интерес к сюжету пропадает. Я их кладу в шкаф. И так эти головы лежат в шкафу, ждут чего-то. Может быть, когда-то руки дойдут, а может, и не дойдут. Наверное, это нелюбимая кукла».

Сейчас Тихонова готовит куклу по кустодиевскому полотну «Купчиха» — расписывает ее платье. Важна абсолютная схожесть. А вот ботинки и нижние юбки придумывает сама, ориентируясь на исторический материал, поскольку на самой картине этих элементов не видно.

В скором будущем у героини Моники Белуччи появится соседка — Баба Яга. Тихонова долго не решалась делать такую куклу. Вглядываясь в лицо ведьмы, люди могут испытывать неподдельный ужас. Теперь мастер говорит, что вызывать искреннюю эмоцию у публики — самая высокая оценка для художника.

Читайте также