Не расставаясь с любимым драматургом

10.02.2009, 22:35

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

10 февраля исполнилось бы 90 лет Александру Володину. Не петербуржец по происхождению, как писатель и драматург он состоялся именно в городе на Неве.

Сегодня исполнилось бы 90 лет Александру Володину. Не петербуржец по происхождению, как писатель и драматург он состоялся именно в городе на Неве. Его произведения — классика отечественной драматургии — «Осенний марафон», «Пять вечеров», «Старшая сестра», «С любимыми не расставайтесь».

Последняя сначала была опубликована на страницах журнала «Аврора» как небольшая повесть. Пьесой она стала на сцене, перерождаясь во время репетиций.

С теми, кто был непосредственными участниками появления самого лиричного произведения драматурга, встретилась корреспондент НТВ Юлия Олещенко.

Это афиша самого первого спектакля «С любимыми не расставайтесь» Его премьера состоялась именно на сцене театра «Балтийский дом». Только тогда, в начале 70-х он назывался театр имени Ленинского комсомола. Непростую, но звездную судьбу пьесы предопределило имя автора — Александр Володин.

Перерождение маленькой повести в культовый для целого поколения спектакль проходило и за пределами кабинета худрука Ленкома Геннадия Опоркова. Драматург и режиссер постоянно искали истину в споре.

Лариса Малеванная, народная артистка РСФСР, исполнительница роли Кати в первом спектакле «С любимыми не расставайтесь»: «Уже на сценических репетициях раздавался шорох в зале. Володин что-то бубнил Опоркову. Потом тон повышался, раздавались громкие шаги. Это из зала выходил Володин. Мы понимали, что ему не нравится».

Неугомонный Володин повлиял даже на сценографию спектакля. Его фраза «Все друг другу мешают жить!» помогла художнице Ирине Бируля выстроить неуютный тоннель и вписать интимные истории супружеских пар в пространство самой большой сцены в городе.

Ирина Бируля, художник: «Это все надо было обыграть. Наш потолок, наша аллея, наш тоннель по-разному говорили. И задняя стенка с аркой обычно была крайней точкой декорации. Я помню, что наш уходящий хвостик заканчивался там, где обычно уже ничего нет».

Оттуда вырывалась в финале Катя Ларисы Малеванной. Эту стометровку и пронзительный крик актриса придумала незадолго до премьеры, и Володин включил находку в окончательный вариант пьесы.

Лариса Малеванная, народная артистка РСФСР: «Я предложила: „А давайте я оттуда рванусь из глубины сюда к Мите. И заору фразу «Я скучаю по тебе!»“»

С киноэкрана крылатое «я скучаю по тебе!» прозвучало спустя семь лет после ленинградской премьеры. Затем многократным эхом его повторяли театральные актрисы по всей стране. Но каждый раз володинский текст звучал по-новому.

Владимир Тыкке, художественный директор театра-фестиваля «Балтийский дом»: «Была такая фраза у Александра Моисеевича „Ну, зачем же так бывает“. Переселят человека из одного города в другой. В это время Сахарова уже сослали в Нижний Новгород и когда мы играли там спектакль, зал был в восхищении. Тут партийные деятели не доработали».

Самых первых «Любимых» партийная цензура старалась зарубить еще до премьеры. Володина обвиняли в мелкотемье. Придирались даже к оформлению плаката. Мрачный колорит не соответствовал теме любви молодых советских людей.

Дошло до того, что сдачу горкомовской комиссии обязали проводить утром в пустом зале. Спас спектакль Рубин Милонов, в то время директор Ленкома. Он перенес показ на вечер и устроил аншлаг.

Рубин Милонов, директор театра им. Ленинского комсомола в 1964 -1973гг.: «А мы нагнали зрителей, чтобы они увидели спектакль, чтоб они знали, о чем пойдет речь, о чем будет разговор. Мы рисковали всем».

Сегодня те, кто ставит эту пьесу, рискуют уже не партбилетом, а правом соответствовать володинскому камертону. В этом сражении современным режиссерам зритель может пожелать лишь одно: «С любимым автором не расставайтесь».

Читайте также