Возрождая уголки истории

09.02.2009, 22:15

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Филологический факультет СПбГУ реставрирует архитектурные памятники. Последним стал дом мельника в Петергофе.

Музей Набокова, водонапорная башня в Павловске и дом мельника в Петергофе. Филологический факультет Петербургского университета осваивает совсем несмежные профессии.

Старейший факультет Университета восстанавливает памятники архитектуры. Но не все подряд, а выборочно. В сферу интересов филфака попадают те строения, которые после восстановления могут стать площадкой для летней практики студентов.

Репортаж корреспондент НТВ Марии Сапожниковой.

Так, гуляя вдоль каналов петергофского водовода, Сергей Богданов в развалинах смог разглядеть высокую архитектуру — царскую мельницу архитектора Штакеншнейдера.

Строения на берегу оказались жемчужиной Лугового парка. Когда-то самого большого парка в окрестностях Петербурга. Теперь сюда доходят лишь знатоки. Он в стороне от традиционного экскурсионного маршрута.

Владимир Яранцев, историк, знаток Петербурга: «Здесь была построена царская мельница. Для крестьян окрестных деревень, которые обслуживали императорский двор. Раньше зерно приходилось ездить молоть за 15 верст».

Сама мельница не устояла. Соседний дом мельника и караулка специалистами тоже считались утраченными. Меценат XXI века смог забытый памятник, сделать памятником федерального значения.

Сергей Богданов, декан факультета филологии и искусств СПбГУ: «Хочется организовать семиотически окружающее нас пространство. Вернуть то, что мы в силу разных причин не видим и не знаем. По существу, это победа над временем и пространством».

В Доме мельника сохранили кирпичную кладку и некоторые подлинные бревна. По фотографиям восстановили историческую вагонку и резные украшения на окнах. Внутри дом таил много сюрпризов.

Например, осколки царской посуды с гербом, и даже историческая теплоизоляция сохранилась. В качестве утеплителя — древесный уголь между кирпичами. Здесь даже сохраняют историческую дранку, хотя ее и скроет слой штукатурки.

Раздолье для будущих специалистов. По замыслу Сергея Богданова, его студенты смогут здесь, на пленэре, проходить летнюю практику.

Татьяна Ласка, заместитель директора института искусств факультета филологии и искусств СПбГУ: «Они, конечно же, найдут себе здесь много занятий по спецпрактике. Они смогут участвовать и в реконструкции интерьера, и в восстановлении исторической мебели и предметов интерьеров».

Сторож Сергей сейчас охраняет обновленный памятник архитектуры, а когда-то в нем родился и жил совсем не в царских условиях. Караулка для солдата, охранявшего шлюзы, в советское время был многоквартирным домом.

Сергей Кузьменко, сторож: «За этим окном была крошечная комнатка. В ней стояли атаманка и комод. Именно через это окошко я увидел свой белый свет».

В Луговом парке Николай I создал уголок идеальной России. Вокруг парка разбили деревни по проектам придворных архитекторов. В показательных домах жили образцовые крестьяне. Но не одна из этих построек в романтическом русском стиле не сохранилась.

Мельница — это бывшая коронная резиденция. Сюда императорская семья приезжала поиграть в простую жизнь. Царские дети пили парное молоко и смотрели, как мелят зерно.

С XIX века архитектура этого места и уклад жизни заметно изменились. Но глядя, как сегодня здесь играет детвора, словно возвращаешься на два века назад. Также на подобных качелях могли кататься дети императорской семьи.

Еще в планах отыскать каменный мельничный жернов. По приданию, он лежит на дне одного из десяти прудов. На летней практике студенты вокруг дома мельника разобьют клумбы. Тогда по-другому заиграют исторические беседки Штакеншнейдера. И эти три гектара станут островком исторического пространства.

Читайте также