«Чайники» в законе

07.02.2009, 20:30

Видео программы «Сегодня»

Всем, кто за рулем ездит меньше двух лет, адресована рекомендация ГИБДД — купить новый опознавательный знак под условным названием «Начинающий водитель».

Всем, кто за рулем ездит меньше двух лет, адресована свежая и настоятельная рекомендация ГИБДД — купить новый опознавательный знак под условным названием «Начинающий водитель».

Желтый квадрат с восклицательным знаком в центре должен появиться на машинах новичков уже с первого марта. И заменить самопальные знаки (в основном в виде чайника), которыми многие начинающие обозначают себя сами.

Повысится ли от этого безопасность на дорогах? И будут ли штрафовать за отсутствие знака? Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг искал ответы.

Новый опознавательный знак для начинающих автомобилистов еще не успел занять место на их машинах, а весть о нем уже всколыхнула российский Интернет.

«Интересно, зачем такой знак? Чтобы сразу было видно, кого можно подставить?», — пишут в на своих интернет-страничках автолюбители. И тут же предлагают еще и знак «Овца за рулем» сделать обязательным.

«Вот ввели бы солидарную ответственность за ДТП в этот период совместно со школой, где проходило обучение, тогда бы совсем по-другому было», — предлагает другой пользователь Интернета и, видимо, автомобилист по совместительству.

В продажу новый знак пока не поступил. Так что начинающим водителям приходится довольствоваться фольклорным творчеством, куда более трогательным, чем потуги ГИБДД. Чтобы всенародно и за собственные деньги признаться в том, что ты — «чайник» или «туфелька» (то есть женщина за рулем), чтобы «проявили снисхождение», нужно обладать очень небольшим опытом вождения и очень большой самоиронией.

Фантазия затейников из народа лучше любой камеры наблюдения показывает, как в России относятся к тем, кто едва только вышел на тропу езды.

Александр Кабат, продовец-консультант: «В основном женщины вешают только, а мужчине не позволяет гордость повесить знак „чайника“».

Виктор Зенковский, инженер-строитель: «Совершенно верно. Это же означает, что ты либо лох, либо чайник. И то и другое звучит немножко оскорбительно».

И потому инженер Виктор Зенковский искренне рад, что свой первый опыт вождения получил еще 15 лет назад, когда лепить или не лепить упреждающий знак было личным выбором каждого.

Виктор Зенковский, инженер-строитель: «В России надо, чтобы ГАИ строже принимали экзамены по сдаче на права. И тогда, может быть, эти знаки вообще не потребуются».

Увы, статистика на его стороне. Лишь по оценке движения автомобилистов России ежегодно до 20% будущих водителей Москвы переступают порог не автошколы, а черного хода соседнего отделения ГИБДД. Цена вопроса — тысяча долларов, говорят те, кто купил удостоверение водителя.

Леонид Ольшанский, вице-президент движения автомобилистов России «Ведь кто-то числился на курсах вождения, но не ходил или у кого-то другая причина, а в итоге должных знаний не получили. Но наклейка их от этого же не спасет».

Надежда Соколова: «Мне кажется, это еще и усугубит ситуацию. Многие будут подрезать, не уступать. Это обычно так и происходит».

Архитектор Надежда Соколова сама честно сдала на права, а, проведя за рулем полтора года, решилась на эксперимент: помогут ли на дороге новичку с опознавательным знаком более опытные соседи? Мы снова встретились через неделю.

Надежда Соколова: «Доходило до слез иногда, потому что водители более уверенные на больших машинах выталкивали меня с дороги».

В автошколах разводят руками: даже самым прилежным слушателям не передать дорожного опыта в учебном классе.

Сергей Лобарев, генеральный директор центральной автошколы г. Москвы: « Да, он получил знания, умение, но как дальше он управляет? Он же считает что ему многое дозволено, и даже если ГАИ остановит, то мол можно откупиться. Как мы это называет, в первые годы у него проявляется такой борзометр».

Если точнее, то такие качества новоиспеченный водитель проявляет два года. Именно так рассудили в ГИБДД и в правительстве. Их совместная идея об обязательном знаке для начинающих водителей вступит в законную силу уже через три недели. А тремя неделями раньше свои права получила ведущая фигуристка страны Анастасия Гребёнкина.

Анастасия Гребёнкина: «Я проехала, сделала все правильно. А мне инструктор говорит: „Выйдешь замуж за моего сына?“ Он меня вроде как на понт брал. Я говорю: „Конечно, выйду“, а он отвечает: „Все, сдала на права“. Я клянусь».

Читайте также