Ледовый путь для петербургского трамвая

02.02.2009, 22:19

Видеосюжет: Дарья Криволапова
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

114 лет назад в Северной столице впервые в рейс вышел электрический вагон, ходивший по замерзшей Неве.

Юбилей петербургского трамвая. Ровно 114 лет назад в Северной столице в рейс вышел первый трамвай. Причем, прямо по льду Невы.

Это был первый доступный электрический общественный транспорт. Пресса тогда писала: «Во время движения вагона в неровных местах проволоки, соприкасающейся с электроприемником, появляются искры, производящие любопытное зрелище».

Почему трамваи пустили по льду и сколько стоил проезд, узнала корреспондент НТВ Дарья Криволапова.

Пересекать Неву по льду петербуржцам в конце XIX века было привычно. Кто-то ходил пешком, более состоятельные граждане пользовались санями. Но в любом случае это было не совсем удобно, а главное долго.

Видимо, этим и воспользовалось Общество финляндского летнего пароходства, пустив электрические трамваи по Неве. Прокладывать маршруты по суше не разрешало акционерное общество конно-железных дорог. Именно оно имело монополию на перевозки по городу. Поэтому схема трамвайного движения выглядела так.

Здесь, на набережной у Зимнего дворца, находилась пристань. По мосткам люди спускались и садились в вагон. Отсюда трамваи отправлялись до Мытнинской набережной. Путь был одиночный с одним разъездом посередине. Но? как писали газеты того времени, трамваи ходили часто, а проезд стоил три копейки в одну сторону.

На реку клали рельсы? dдоль ставили столбы и натягивали провода. Подпитывала их станция, находящаяся на барже около Мытнинской пристани. По сравнению с санями этот способ передвижения по праву считали одним из самых быстрых. Трамваи могли развивать скорость до 20 километров в час.

Причем строители железной дороги утверждали: их вагоны абсолютно безопасны. По желанию могут моментально остановиться, так как снабжены хорошими тормозами, а на колесах есть особые предохранительные дуги. Но аварии все же случались.

Сергей Бабушкин, любитель истории Петербурга: «Описан случай, когда с электричеством случилась авария и трамваи встали на середине реки. Пришлось людям идти пешком. Или произошла оттепель, река поднялась и подпортило пути. Но в целом трамваи работали достаточно эффективно».

Несмотря на это, трамваи пользовались популярностью и ходили по трем маршрутам. Кроме Дворцового перевоза, действовал еще Сенатский, от здания Сената до Академии Художеств. И от Суворовской площади до Большого Сампсониевского проспекта на Выборгской стороне. К сожалению, ни один из тех вагонов до наших дней не сохранился. Теперь петербуржцам показывают лишь те, что на них похожи.

Ефим Щедринский, директор музея ГУП «Электротранс»: «Это примерно прототип того вагона, который ходил по Неве. Конечно, те были облегченные. Этот уже все-таки на массивной раме с большими двигателями. Они больше всего похожи на конку, которая запрягалась лошадьми. Трамваи были двухэтажные».

В вагоне одновременно могли ехать 20 человек. Но тогда зимы в Петербурге были морозные. И лед на реке стоял плотный. В нынешних климатических условиях даже для экскурсионных целей таким способом перемещения вряд ли можно воспользоваться. Теперь Неву даже в зимнее время не перейдешь, не переедешь.