Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»
114 лет назад в Северной столице впервые в рейс вышел электрический вагон, ходивший по замерзшей Неве.
Юбилей петербургского трамвая. Ровно 114 лет назад в Северной столице в рейс вышел первый трамвай. Причем, прямо по льду Невы.
Это был первый доступный электрический общественный транспорт. Пресса тогда писала: «Во время движения вагона в неровных местах проволоки, соприкасающейся с электроприемником, появляются искры, производящие любопытное зрелище».
Почему трамваи пустили по льду и сколько стоил проезд, узнала корреспондент НТВ Дарья Криволапова.
Пересекать Неву по льду петербуржцам в конце XIX века было привычно.
Видимо, этим и воспользовалось Общество финляндского летнего пароходства, пустив электрические трамваи по Неве. Прокладывать маршруты по суше не разрешало акционерное общество
Здесь, на набережной у Зимнего дворца, находилась пристань. По мосткам люди спускались и садились в вагон. Отсюда трамваи отправлялись до Мытнинской набережной. Путь был одиночный с одним разъездом посередине. Но? как писали газеты того времени, трамваи ходили часто, а проезд стоил три копейки в одну сторону.
На реку клали рельсы? dдоль ставили столбы и натягивали провода. Подпитывала их станция, находящаяся на барже около Мытнинской пристани. По сравнению с санями этот способ передвижения по праву считали одним из самых быстрых. Трамваи могли развивать скорость до 20 километров в час.
Причем строители железной дороги утверждали: их вагоны абсолютно безопасны. По желанию могут моментально остановиться, так как снабжены хорошими тормозами, а на колесах есть особые предохранительные дуги. Но аварии все же случались.
Сергей Бабушкин, любитель истории Петербурга: «Описан случай, когда с электричеством случилась авария и трамваи встали на середине реки. Пришлось людям идти пешком. Или произошла оттепель, река поднялась и подпортило пути. Но в целом трамваи работали достаточно эффективно».
Несмотря на это, трамваи пользовались популярностью и ходили по трем маршрутам. Кроме Дворцового перевоза, действовал еще Сенатский, от здания Сената до Академии Художеств. И от Суворовской площади до Большого Сампсониевского проспекта на Выборгской стороне. К сожалению, ни один из тех вагонов до наших дней не сохранился. Теперь петербуржцам показывают лишь те, что на них похожи.
Ефим Щедринский, директор музея ГУП «Электротранс»: «Это примерно прототип того вагона, который ходил по Неве. Конечно, те были облегченные. Этот уже
В вагоне одновременно могли ехать 20 человек. Но тогда зимы в Петербурге были морозные. И лед на реке стоял плотный. В нынешних климатических условиях даже для экскурсионных целей таким способом перемещения вряд ли можно воспользоваться. Теперь Неву даже в зимнее время не перейдешь, не переедешь.