Янтарная «Русь» произведет сенсацию

30.01.2009, 21:47

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Петербурге создано самое большое сюжетное панно из янтаря в мире. На него ушло 72 килограмма лучистого камня.

В Петербурге создано самое большое сюжетное янтарное панно в мире. В эти выходные уникальное произведение, названное «Русь», представят на ювелирной выставке.

Данную работу специалисты уже называют сенсацией. Конечно, существует мировой бренд и признанный шедевр — Янтарная комната. Но в ней практически весь природный материал окрашен. В янтарной «Руси» мастера максимально использовали натуральные оттенки.

Шедевральное панно рассмотрел корреспондент НТВ Павел Рыжков.

С помощью дисковой пилы из целого куска янтаря нарезают тонкие пластины. Для художественного произведения, такого как сюжетного панно «Русь», их необходимо обработать. Янтарь варят, чтобы получить желаемый цвет от золотистого до зеленого.

По словам главного камнереза мастерской Александра Журавлёва, секретом окраски янтаря владел еще Плиний, но с тех пор каждый мастер составляет свой оригинальный рецепт и хранит эту тайну. Правда у Журавлёва есть свой секрет: на панно много живого неокрашенного камня.

Сегодня самое большое сюжетное янтарное панно готовят к перевозке на выставку. Само произведение искусства, сделанное по заказу частной галереи, весит лишь 12 килограммов. Резная рама из каштана намного больше. Но всего лучистого камня в процессе производства потребовалось 72 килограмма.

Александр Журавлёв мечтал о большом произведении. В 70-х его работы побудили ленинградское руководство воссоздать Янтарную комнату. Мастер руководил работами по возвращению шедевра 15 лет и хотел в чем-то превзойти старых янтарщиков.

Александр Журавлёв, камнерез, автор панно «Русь»: «Янтарная комната выполнена в классической манере. Там резьба сделана только на четырех рамах, немного камеи сделаны, янтарь объемный. В основном, обычный набор и какие-то архитектурные детали».

Панно «Русь» ценно сюжетом и многофигурностью композиции. Причем выполненное масштабно: его размер 2 метра 40 сантиметров на метр двадцать. На это произведение в духе реализма ушло 2984 янтарных фрагмента.

Журавлёв словно Леонардо да Винчи зашифровал свои христианские идеи. Аллегория защиты Отечества — старец (он же язычник). А женская фигура мира — олицетворение мира и православности. Это изображение супруги мастера.

Александр Журавлёв, камнерез, автор панно «Русь»: «Я никак не мог найти модель для воплощения женского образа. Жена посоветовала взять свою фотографию. В итоге я ничего не выдумывал. Старец может быть язычником, а это уже православная девушка. Свет же он льется».

Панно из солнечного камня словно преобразило галерею, где вроде и так выставлено много янтаря. Редкий камень образовался десятки миллионов лет назад. По давлению в пузырьках, которое превышает нынешнее атмосферное в два с лишним раза, ученые установили, что во времена формирования янтаря на Земле был влажный теплый климат. Уровень океана намного выше. Следовательно, янтарь — ровесник Потопа.

Янтарь испокон веков считался мистическим камнем. Изделия из него ценились королями и императорами. Эта окаменевшая смола обладает лечебными свойствами. Вот почему мастера в панно включили элемента иконописи — повторения в янтаре изображений псковских образов XIV века.

Янтарный кабинет — подарок прусского короля Фридриха Петру I — лежал нераспакованным 36 лет. Лишь Елизавета Петровна нашла место шедевру во дворце под Петербургом. Тогда панели в Царское Село перенесли на руках.

Сегодня нахождение большого янтарного панно в центре города символично. Это не просто сенсация, это возрождение старых традиций, когда изысканная янтарная работа считалось царской регалией.

Читайте также