Жить осталось полгода

29.01.2009, 19:52

Видео программы «Сегодня»

Одно из красивейших зданий Москвы и самый узнаваемый символ хрущевской оттепели может бесследно раствориться в истории. Руководство Политехнического музея послало сигнал о помощи, заявив, что через полгода легендарный Политех закроется. Причина банальна — нет денег.

Одно из красивейших зданий Москвы и самый узнаваемый символ хрущевской оттепели может бесследно раствориться в истории. Руководство Политехнического музея послало сигнал о помощи, заявив, что через полгода легендарный Политех закроется. Причина банальна — нет денег.

Выделенных бюджетных средств пока хватает на самое необходимое, а именно на уборку мусора и оплату коммунальных счетов.

Особо ценный объект национального культурного наследия по адресу Новая площадь, ¾ уже который год существует в ожидании реконструкции. За 137 лет своего существования в музее ни разу не проводили капитальный ремонт.

По словам сотрудников, в последние время Политеху помогали выживать арендаторы, что сейчас происходит с роскошным зданием в самом центре Москвы, узнал корреспондент НТВ Сергей Морозов.

Знакомые каждому школьнику залы Политехнического музея через полгода могут оказаться закрытыми. Государство уже дважды сокращало финансирование музея на этот год. Теперь Политеху не хватает 40 миллиардов рублей на капремонт и 10 миллиардов на текущие расходы.

Их можно было бы наскрести, сдавая в аренду часть помещений (музей сдавал до недавнего времени 6% площади), но Росимущество установило такие расценки на аренду, что половина арендаторов разбежалась. Административные удавки, которые музей еще мог выносить до кризиса, сейчас могут его добить.

Гурген Григорян, директор Политехнического музея: «Забюрократизировано так, что все становится проблемой. Если раньше на заключение договора аренды уходило 3–5 дней, то сегодня — 3 месяца. Если раньше мы совершенно не тратили на это деньги, то сегодня мы оплачиваем документы БТИ, оплачиваем оценщика».

Закрытие музея стало бы событием чрезвычайным, потому что даже в годы Великой Отечественной коллекции как-то поддерживали. Закрывался музей всего дважды: в 2004 году из-за пожара и в 2006 из-за страшных холодов.

В 1992 году, когда 8 месяцев не было никакого финансирования, музей выплыл благодаря собственной предприимчивости, но теперь же у него связаны руки. Даже в 90-е, несмотря на общий хаос, удалось восстановить знаменитую большую аудиторию, где в 60-е читали стихи прогрессивные поэты.

Зоя Богуславская, писатель, супруга Андрея Вознесенского: «Политехнический был вместилищем новейшего искусства и поэзии, в этом зале формировалось общественное мнение. Вот в чем дело. Люди шли туда, потому что могли услышать то, что не напечатано».

Екатерина Рождественская, фотограф, дочь Роберта Рождественского: «Там было просто столпотворение, приходили сотни человек. Каждый год там справляет день рождения Евтушенко до сих пор».

Если музей закроется, мы больше не увидим коллекцию старых советских автомобилей и мотоциклов, первую советскую атомную бомбу, стыковочный модуль космических кораблей «Союз-Аполлон», не узнаем, например, как работает угольный комбайн.

Антонина Мезенцева, старший научный сотрудник музея: «Вот модель шахты. Уголь расположен прямо там, а потом он загружается в вагонетки. То есть можно увидеть как бы шахту в разрезе. И этой модели лет сорок. И нам надо постоянно поддерживать ее в рабочем состоянии».

За 137 лет в музее ни разу не делали капремонт, но теперь если даже экспозицию закроют, финансирование все равно придется продолжить, чтобы сберечь коллекции.

Гурген Григорян, директор Политехнического музея: «Если мы и прекратим работу музея, но ведь не уйдут никакие вопросы. Например, вопрос протечек или отказа системы теплоснабжения. А что такое отказ теплоснабжения? Это значит, что откуда-то хлещет горячая вода, потому что мы не заменили трубы. Ну и так далее».

Первой под сокращение, конечно, попала статья «Творческое развитие». Сейчас у музея едва хватает средств на то, чтобы показать посетителям, как выглядела техника десятилетия назад. Что уж говорить о пополнении коллекций новыми экспонатами.

Читайте также