Фотохроника жизни непокоренной Пальмиры

29.01.2009, 14:30

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В выставочной галерее государственных архивов открылась выставка уникальных фотографических свидетельств жизни блокадного Ленинграда.

В выставочной галерее государственных архивов открылась выставка, посвященная годовщине полного снятия блокады Ленинграда. Экспозицию назвали «Непокоренная Пальмира». На ней представлены редкие, никогда ранее не выставлявшиеся фотографии осажденного города. Всего 68 снимков, подробных и искренних.

На памятные фотографии взглянул корреспондент НТВ Алексей Кобылков.

Это такая игра: хорошо ли ты знаешь родной город. Где, например, в Ленинграде выращивали капусту? Подсказкой на заднем фоне — угол «Англетера». Это Исаакиевская площадь. Хотя правильный ответ везде, потому что даже рядом с Зимним можно было увидеть поля свеклы. Еще один как будто незнакомый пейзаж — подсказкой гуляющие птицы. Это зоопарк.

Елена Дзюба, главный археограф Центрального государственного архива кинофотофонодокументов: «Когда бомба попала в зоосад, она разрушила слоновник. И убила любимицу детворы слониху Бетси. Все очень плакали. А птицы могли просто ходить по разрушенному зоопарку».

Куда можно доехать на трамвае? Здесь все просто: на фронт, до Стрельны. Это если трамвай не разбомбили где-нибудь на площади Нахимсона, которая теперь Владимирская.

Тут интереснее угадывать время. Доски от трамвая не растащили, значит, это осень 41-го, еще не замерзли. Вот совсем узнаваемый пейзаж — проспект 25 октября, он же Невский. Здесь можно узнавать людей.

Любовь Кувырзина, руководитель музея 210-й школы: «Здесь на фотографии стоит девочка. Это ученица 210-й школы. Во время блокады школа не работала, но она себя узнала на этом снимке».

Самое удивительное — это, конечно, понимать, что и в таких условиях шла жизнь. Продавали билеты в филармонию, залы были забиты. Обменивали вещи на продукты на Сенной площади. И все это в почти военных пейзажах. Вот Центральный Государственный архив.

Сегодня хорошо видно, насколько другим был этот город. Тогда это еще не Английская набережная, набережная Красного флота. Тогда в этом здании размещается не Конституционный суд, а Ленинградский архив, который с 1938 года подчинен НКВД. И даже в блокаду после попадания бомбы здесь все равно продолжается работа.

Впрочем, самая активная жизнь шла там, где была еда. Это гастроном №1. Заведующая бакалейным цехом проверяет правильность расфасовки продуктов. Можно решить, что кадр постановочный, но на самом деле по приказу Жданова именно в этом магазине едой отоваривали академиков. Фотографам с питанием везло меньше.

Елена Дзюба, главный археограф центрального государственного архива кинофотофонодокументов: «На этой фотографии Григорий Чертов вспоминает о том, что однажды после задания он брел-брел и упал. Очнулся от того, что с него стягивают валенки.

Мужчина, который стягивал с Чертова валенки, смутился. И сказал, что это редкость. Мол, думал, что они ему уже не помогут. Затем мужчина помог академику встать и вместе добрели. То есть тот человек сохранил Чертову жизнь».

Фотографов тогда регулярно отправляли на фронт на трамвае. Фотолюбителей, у которых не было разрешения на съемку, арестовывали. Но эта летопись знакомого и незнакомого города все равно возникла, чтобы слова Ольги Берггольц «Ничто не забыто» звучали особенно веско.

Читайте также