Российскую армию ждет беспилотное будущее

27.01.2009, 19:46

Видео программы «Сегодня»

В Москве открылась выставка «Беспилотные многоцелевые комплексы — 2009».

В Москве открылась выставка «Беспилотные многоцелевые комплексы — 2009». Эта экспозиция уже третья по счету, но, пожалуй, впервые к ее участникам и экспонатам столь пристальное внимание.

После августовского конфликта на Кавказе Министерство обороны России объявило, что намерено закупить партию беспилотников. Сейчас главная интрига в том, чью продукцию предпочтет Минобороны. Перспективные разработки есть и в России, и за границей.

Корреспондент НТВ Юрий Кучинский побывал на выставке.

Вот уж и правда — самолеты. Сами летают, даже пилоты не нужны. Да и не каждый опытный пилот разберется сразу, как таким аппаратом управлять.

Например, то, что на первый взгляд кажется летающей тарелкой, на самом деле является просто вертолетом. И, пожалуй, надежнее обычного — винт спрятан от повреждений внутри корпуса, при ударе лопасти не оторвет. Такой аппарат можно запустить на разведку, например, в какую-нибудь пещеру или в здание.

«Это для закрытых помещений, для леса», — рассказывает специалист.

Можно долго удивляться формам, размерам и летным качествам. Встретишь на улице человека с кофром и подумаешь: музыкант несет синтезатор. А у него там на самом деле — вертолет. Все это может просто приземляться или планировать на парашюте. Взлетать с коротеньких площадок или даже вовсе с руки.

Подобный слет воздушного минифлота можно бы принять за соревнования авиамоделистов. Только вокруг — серьезные конструкторы, а интерес проявляют гости в военной форме.

Руслан Пухов, член президиума Общественного совета при Министерстве обороны РФ: «Я думаю, что действия грузинских беспилотников и война в Южной Осетии явилась той последней каплей, которая переполнила чашу терпения российских военных».

Грузинские беспилотники, конечно, сбивали. Но до этого они успевали передавать в штаб четкие, лучше спутниковых, снимки позиций и передвижения войск по другую сторону линии фронта. У российской армии таких аппаратов не было. Теперь будут.

Какие требования предъявляются к беспилотникам? Конечно, скорость, грузоподъемность, отсутствие шума, компактность. Есть модели, которые можно перевозить на верхнем багажнике машины. Здесь же и пункт управления. Само управление должно быть — в идеале — не многим сложнее компьютерного авиасимулятора, игрушки.

Но все же самое главное — это надежность, то есть статистика безаварийных полетов. Когда Министерство обороны тестировало все российские беспилотники,то свою программу без сбоев, смог выполнить только один. Но для статистки этого недостаточно.

Руслан Пухов, член президиума Общественного совета при Министерстве обороны РФ: «Военные чрезвычайно разочарованы большинством российских разработок. Практически ни одна фирма не смогла выдать должных результатов».

Политическое решение уже принято, говорят эксперты. Россия закупит беспилотные комплексы у Израиля. Пока только не решено, когда точно состоится сделка и на какую сумму. Скорее всего, это будут беспилотные аппараты типа «Серчер» (Searcher) или «Херон», они не раз показали себя в боевых условиях.

У российских конструкторов уже есть модели, в принципе, не хуже. Только опыта такого нет, и в серию ничего не запустили. Так что отечественный беспилотный авиапром, опоздав на войну, теперь с надеждой смотрит на гражданский сектор. В том числе и зарубежный.

Петер Ван Блайнбург, президент международной ассоциации беспилотных систем: «Именно у вас придумали использовать беспилотные аппараты, например, для мониторинга трубопроводов. И тут я могу сказать только одно: „Браво, Россия!“»

Впрочем, вся эта миниавиация летает по тем же правилам, что и малая — на каждый вылет требуется множество разрешений и согласований. Так что даже завоевание мирного неба требует усилий не только конструкторов, но и законодателей.

Читайте также