«Белые столбы» удивляют раритетом

27.01.2009, 12:45

Видео программы «Сегодня»

В Подмосковном Домодедове открывается 30 фестиваль архивного кино «Белые столбы».

В Подмосковном Домодедове открывается 30 фестиваль архивного кино «Белые столбы». Такое название смотр получил от железнодорожной станции, неподалеку от которой расположено хранилище российского Госфильмофонда.

Жемчужины из этой сокровищницы (так Госфильмофонд называют сами кинематографисты) и показывают на фестивале. Репортаж корреспондента НТВ Ильи Бухтуева.

Пётр Багров, историк кино: «Сюжет таков: пока муж пьянствует, у жены появился любовник, а дальше он сойдет с ума на почве ревности».

Эта пленка станет сенсацией фестиваля. Ее нашли случайно на чердаке одного загородного дома под Питером. Французская драма «Ревность и сумасшествие». Сенсация, потому что возраст картины больше 100 лет, 1907 год. Считалось, что копия этого фильма в России утеряна безвозвратно.

Пётр Багров, историк кино: «Очень любопытно, что картина, которая сейчас воспринимается как комедия, тогда вызывала ужас, шок и панику. Это что-то нам рассказывает и о психологии зрителей 1907 года. Они же являются читателями Толстого, допустим, который нас гораздо больше интересует».

Каким чудом сохранилась эта пленка, недоумевает главный хранитель Госфильмофонда. В самом старом хранилище, построенном еще до войны, — бактерицидные лампы, датчики температуры и влажности. Фильмы хранятся здесь в рулонах. Один такой рулон — это приблизительно 10 минут экранного времени.

Татьяна Кухтина, начальник отдела хранения Госфильмофонда РФ: «Если на крышке написано „безопасная“, значит, что в коробке триацетатная пленка, которая не горит и не взрывоопасна. Есть у нас еще одна пленка, которая в эксплуатации может воспламениться и даже взорваться».

Найденная под Питером пленка как раз относится к такому типу, но она уцелела. На фестивале киноведы разберут фильм по кадрам. Питерская находка попадет, прежде всего, в реставрационный цех Госфильмофонда. Здесь пленку сначала вычистят специальным моющим раствором, ультразвуком, высушат. И если дефекты сохранятся, то тогда их уже будут устранять вручную.

На реставрацию одной лишь пленки может уйти неделя. Здесь не обращают внимания на художественную ценность фильма. Плохая, хорошая картина — неважно. В Госфильмофонде вообще нет таких категорий. Здесь хранят и чинят все, что снималось и снимается.

Татьяна Кухтина, начальник отдела хранения Госфильмофонда РФ: «Мы не имеем права делать выбор хороший ли фильм, плохой ли, этот нужный или этот не нужный. Мы не занимаемся селекцией, мы храним все то, что снимается. Все то, что сдается к нам в Госфильмофонд. А время все само расставит по своим местам».

На 13-й кинофестиваль «Белые столбы» из хранилищ Госфильмофонда отобрали около 40 самых разных картин, отдавая дань памяти ушедшим Михаилу Пуговкину, Нонне Мордюковой.

Гостей фестиваля поведут на экскурсию в новое хранилище. Тут пока всего лишь один стеллаж занят рулонами. Диск себя неизвестно как поведет через сто лет, а пленка надежность уже доказала.

Читайте также