Научный прорыв спас блокадный город

27.01.2009, 13:21

Видеосюжет: Илья Федосов
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В дни 65-летия освобождения Ленинграда от блокады становятся известны новые факты. Северную столицу защитили от фашистов в том числе благодаря научно-техническим изобретениям.

В дни 65-летия освобождения Ленинграда от фашистской блокады в Северной столице открылось сразу несколько экспозиций, посвященных юбилейной дате. Выясняется, что существуют новые факты о том, что все проходили в школе.

Наряду с холодом, голодом и бомбежками, в городе не угасала научно-техническая мысль. Придумывались все новые способы обезопасить Ленинград и сохранить его.

Корреспондент НТВ Илья Федосов встретился с теми, кто хорошо знает: до прорыва самой блокады, в осажденном городе было место прорыву научному.

Вопреки сложившемуся мнению, дни блокады Ленинграда — это не только холод, голод и постоянные бомбежки. Это еще и интенсивная работа технической мысли. В осажденном городе было сделано большое количество изобретений. Самые интересные из них можно увидеть только в музее обороны Ленинграда.

Ампуломет — так оно называется. На вид просто широкая труба на подставке. Использовалась для сожжения вражеской техники с расстояния в 200 метров.

Корреспондент НТВ: «А как из него стрелять?»

Сергей Гетц, заместитель директора Государственного музея обороны и блокады Ленинграда по научной работе: «Для начала нужно вставить выбивной заряд. Например, охотничий патрон. Затем закатить шар с горючей жидкость и просто-напросто нажать на спусковой крючок, который мы там видим».

При попадании в танк ампула разбивалась, жидкость самовоспламенялась и сжигала экипаж. Скорострельность — шесть ампул в минуту.

Немцы не сразу поняли, что за новое оружие появилось у русских и в свою очередь пытались сжечь Ленинград интенсивными бомбежками. Но старые дома с деревянными перекрытиями почему-то не горели. За дни блокады летчики Люфтваффе сбросили на город более ста тысяч зажигательных бомб.

Им и в голову не могло прийти, что ленинградцы придумали новое применение сельскохозяйственным удобрениям. Еды на городских складах практически не было, зато было 40 тысяч тонн суперфосфата. Его разводили водой и промазывали перекрытия.

Этот способ борьбы с огнем предложили ученые института прикладной химии. Святослав Половцев 9-летним мальчиком помогал старшим обрабатывать суперфосфатом чердаки, а после войны сам стал химиком. По его словам, для того времени это был научный прорыв.

Святослав Половцев, кандидат технических наук, начальник лаборатории Российского научного центра «Прикладная химия»: «Процессы горения все цепные. При соединении фосфора в процессе горения цепи горения обрываются».

Но было одно здание в Ленинграде, где не так боялись пожаров и обстрелов. Когда решали, где хранить экспонаты из музеев Гатчины и Царского Села, один пожилой человек, бывший артиллерист, предложил перевести их в Исаакиевский собор. Ему возразили, что Исаакий отлично виден с Пулковских высот, где стояли немецкие батареи.

«Именно поэтому собор — самое безопасное место», — ответил пенсионер-отставник и оказался прав. За всю блокаду в Исаакий попал лишь один снаряд. Для современных артиллеристов здесь никакой загадки нет. Судя по сохранившимся документам, немцы использовали собор как основной ориентир.

Евгений Комаров, заместитель начальника ракетных войск и артиллерии ЛенВО: «Артиллеристы уже на своих приборах непосредственно определяют, насколько надо довернуть прицел, чтобы выполнить задачу. Они, к примеру, определяли Эрмитаж, театры, определяли школы и другие объекты, которые считались военными».

А самая известная разработка военного времени — противотанковый ёж — в блокадном Ленинграде не сыграла той роли, которая ей предназначалась. Противотанковые ежи чеканят на медалях, они обязательно присутствуют в фильмах о войне, но лишь единицы знали, как их правильно применять.

Противотанковый ёж работает так. Когда танк пытается его отодвинуть, ёж переворачивается, гусеницы теряют сцепление с землей, металлическая балка пробивает днище и калечит механика-водителя.

Для этого еж должен быть прочным, подвижным и высотой не больше метра. Но в военное время ежи часто делали большего размера и еще иногда их вмуровывали в бетон, что делало это изобретение практически бесполезным.

Но войска Вермахта так этого и не узнали. Благодаря стойкости и мужеству жителей Ленинграда, ни один немецкий танк не вошел на улицы осажденного города.

Сегодня вечером в Петербурге, как это бывает в особо торжественных случаях, зажгут факелы на Ростральных колоннах Васильевского острова, у стен Петропавловской крепости будет дан салют.

Ночное небо над крепостью теперь выглядит так, как это было в дни блокады. Его разрезают три луча от зенитных прожекторов. Все выполнено с исторической достоверностью.

Осветительные приборы установлены на машинах ЗИЛ-130 и работают они от собственной электростанции. Тогда этот свет помогал обнаруживать авиацию врага, а сегодня должен еще раз напомнить о подвиге защитников Ленинграда.

Читайте также