Гончар раскрыл секреты древних греков

25.01.2009, 11:58

Видео программы «Сегодня»

Реставраторы из Анапы узнали состав глины, которым пользовались древние греки, жившие на территории современной Анапы.

Реставраторам из Анапы удалось раскрыть секреты керамических изделий древних греков. Курорт находится на месте античного города Горгиппии, где в IV веке до нашей эры проживали эллины. Тщательно изучив найденные на раскопках черепки, мастера восстановили старинный рецепт. Древние греки использовали особую смесь глин, натуральные краски и четкую технологию производства.

Корреспондент НТВ Сергей Пикулин тоже сел за гончарный круг.

Владимир — музейный реставратор по профессии, он занимается гончарным делом уже более 20 лет. Чтобы узнать состав глины, которым пользовались древние греки, жившие на территории современной Анапы, пришлось проводить химический анализ осколков античных сосудов в Институте имени Менделеева. Оказалось, что весь секрет в купажировании глины.

Как и античные мастера, Владимир добавляет в смесь песок, морскую ракушку, слюду и кварц, а при обжиге использует молоко или пары соли. Главное условие: глина должна быть из разных месторождений — природная, светлая и огнеупорная.

Владимир Иванисов, реставратор Анапского археологического музея, гончар: «Мы нашли гончаров, дедушек, которым за 80 лет, они делали когда-то крынки. И эти дедушки нам рассказывали, где можно копать и брать глину, а буквально два метра вправо-влево уже можно было не копать, там плохая глина».

Валерий, как и его предшественники в IV веке до нашей эры, скатывает куски глины в шарики. Потом на гончарном круге уплотняет материал, разогнав 100-килограммое колесо до скорости 60 оборотов в минуту. Главное, чтобы скорость была постоянной.

Валерий Терзиян, гончар: «Одну вазу можно делать хоть полтора, хоть два года. У античной вазы 8 или 12 цветов, позолота включается, есть рельеф».

Главное отличие античного стиля от других — это поистине ювелирная работа. На обычном гончарном круге мастер делает сосуд с толщиной стенок всего два миллиметра. Хороший мастер из 20 килограммов глины мог поднять вазу до метра высотой.

Это со стороны кажется, что все просто — ногами крутишь, а руками придаешь форму. Когда пытаешься сделать обычную тарелку, получаются какие-то нелепости. Вся работа ведется только вручную. Чтобы расписать, к примеру, чашу, мастеру понадобится более 30 часов чистого времени, то есть без сна и перерывов на обед.

Вырисовывается все до мельчайших подробностей. Как говорят гончары, краски по составу приближены к тем, которыми пользовались греки, но их секрет они не раскрывают.

Владимир Иванисов, реставратор Анапского археологического музея, гончар: «Есть определенные секреты, которые не хотелось бы озвучивать. Когда живопись идет на ровном листе, это несложно. Но когда изделие имеет объемную поверхность — круглую, овальную или вогнутую, — тогда художнику сложнее работать».

Если вазу состарить по специальной технологии, то ее трудно будет отличить от тех, которые делали в I веке нашей эры, утверждает реставратор Иванисов. Можно сравнить кусок древней амфоры с частью той, что сделали всего год назад. Одинаковая толщина, состав глины и прочность, разный пока только цвет.

Читайте также