Столетие Дягилевских балетных сезонов

24.01.2009, 12:56

Видеосюжет: Вадим Глускер (Вадим Глускер)
Видео программы «Сегодня»

В Москве готовятся представить воссозданный спектакль «Павильон Армиды», а в Париже — нетрадиционную постановку Олега Кулика.

В России и Франции отмечают 100-летие Дягилевских балетных сезонов. В Москве готовятся представить воссозданный спектакль «Павильон Армиды», а в Париже — нетрадиционную постановку Олега Кулика.

Художник, известный своей тягой к экспериментам, пытался создать новый сценический жанр, соединив средневековую церковную музыку, оперное искусство и современное лазерное шоу. Корреспондент НТВ Вадим Глускер первым увидел, что из этого получилось.

Это в 90-е годы Олег Кулик перевоплощался в птицу, быка, обезьяну, рыбу и особенно часто и охотно бывал собакой. Теперь мастер эпатажа не лает, а создает новый жанр.

Олег Кулик, автор проекта: «Я не работаю над оперой, я создаю новую литургию. В некотором смысле я получил заказ свыше».

Перед началом спектакля Кулик по-русски обращается к залу, призывая погрузиться в первый опыт пространственной литургии, что с греческого переводится как «общее дело». Вот Кулик и приглашает, как он сам выражается, внести сакральный вклад в это общее дело с помощью оперы, точнее, мессы «Вечерня Девы Марии», написанной Монтеверди еще в 1610 году.

Произведения Монтеверди, чрезвычайно популярного при жизни, были забыты до второй половины XX века. Причины тому — тесное переплетение духовной и светской музыки, трудно реализуемое в постановке.

Олег Кулик, автор проекта: «Он написал посвящение Папе Римскому, как у нас писали посвящение товарищу Сталину. „Вечерня Девы Марии“ — произведение невероятной красоты. Папа эту вещь прослушал и сказал: „Но тут же непонятны слова, одна полифония, сплошные сложные звуки. Все так красиво, что уводит от Бога“. И не принял этот подарок. Оказалось, что самая красивая в мире вещь не исполняется в церкви, потому что очень красивая, и не исполняется в концертных залах, потому что очень религиозная».

И если до Кулика «Вечерню Девы Марии» исполняли в рамках церковной эстетики без какой-либо театрализации, то теперь все иначе. Сакральное пространство Кулик создает при помощи лазерных эффектов, удвоенных стоящими на заднем плане зеркалами. Более того, в центре зала также установлено гигантское зеркало-экран. Эта декорация, по замыслу режиссера, должна отражением вовлекать зрителя в происходящее. Музыкантов поднимают на сцену из оркестровой ямы, голову дирижера, который в основном стоит лицом к залу, венчает нимб.

Олег Кулик, автор проекта: «Музыка, которая была написана для концертного зала, должна быть связана с действием, иначе она скучная будет, она не будет работать. Когда будут правильные движения, перемещения и ощущения людей, люди общаются с Богом, а не слушают музыку».

Этой постановкой парижский театр «Шатле» отмечает столетие русских Дягилевских сезонов, которые в 1909 году прошли именно на этой сцене. Это самая дорогая постановка театра за последние годы. По сути это современная мистерия, во время которой зрители переживают психоделический опыт. Ощущение геометрии, пространства и времени теряются, и люди погружаются в медитацию. Впрочем, за всем этим действом как-то теряются и музыка, и голоса солистов.

Два года Олег Кулик работал над созданием этого спектакля, работал в Париже, однако лучшей рекламой для него послужили события октября прошлого года, когда с выставки современного искусства были изъяты несколько работ Кулика с формулировкой «за порнографию». Теперь в Париже говорят только о Кулике и порнографии, а не о литургии от Монтеверди.

Читайте также