Защитники «Водоканала» слыли хорошими огородниками

23.01.2009, 20:41

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Сотрудники «Водоканала» нашли в архиве книгу учета выдачи сотрудникам овощей и фруктов, которые выращивали прямо на станции.

Сотрудники «Водоканала» обнаружили в архивах уникальные документы времен блокады. Среди них — книга учета выдачи овощей и фруктов сотрудникам.

Всю осаду работники не выходили за территорию и, чтобы прокормить себя, прямо здесь устроили сад и огород. Интересно, что блокадные яблони сохранились до наших дней.

Корреспондент НТВ Мария Сапожникова увидела исторические документы и уникальные фруктовые деревья.

Яблоневый сад среди очистных сооружений. В годы блокады вся свободная территория водопроводной станции была распахана. Можно сказать, что коллективу повезло. В сезон урожая к блокадному пайку добавлялось одно яблоко в день.

Анатолий Кинебас, заместитель генерального директора ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»: «На всей земле, которую можно было вскопать, сажали картошку, капусту, морковь».

Сохранились советы из боевого листка «Огородник». Он выходил регулярно. Здесь призыв выращивать ранние овощи и сажать шпинат, потому что в нем много белков и витаминов.

На сохранившейся открытке 40-х годов видно, что огород был разбит даже перед Исаакиевским собором. В годы войны работников перевели на военное положение. 500 человек жили здесь постоянно.

Александр Корсавин, главный хранитель музея «Мир воды Петербурга»: «Недаром в городе говорили, что существует „черный треугольник“ — Финляндский вокзал, Литейный мост и главная водопроводная станция. Эти объекты бомбились и обстреливались постоянно. Даже Смольному меньше доставалось».

Охрана этого стратегического объекта не прекращалась даже при артобстрелах. Во время бомбежек дежурный продолжал нести вахту в будке. Стены из танковой брони, а для наблюдения — узкие щели.

По характерному повороту Невы противник мог догадаться, где находится Ленинградская водопроводная станция. Поэтому для безопасности сотрудникам запрещалось разглашать, что происходит на территории, а все силы были брошены на укрывание объектов.

Маскировочные сетки заказали в театральных мастерских. Их перекрашивали трижды в год, чтобы соответствовать сезону.

Анатолий Кинебас, заместитель генерального директора ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»: «Без работающей водопроводной станции городу, конечно, было бы на порядок тяжелее. Потому что вода в магистралях — это и возможность тушить пожар. Также была возможность набрать воду с колонки».

Когда в мороз замерзали трубы в домах, ленинградцы врезались в магистральный трубопровод. В нем всегда была вода. Редкий кадр — колонка посреди Невского проспекта.

Типичная иллюстрация военного времени — горожане на берегу главной водной артерии. Нева тоже была источником питьевой воды. Ведра в осажденном городе были в дефиците.

Пример находчивости ленинградца — ведро, сделанное из гильзы от снаряда. Металлическая ручка становится на морозе обжигающе холодной. Сама болванка весит пять килограммов да еще три литра воды в придачу. Такая ноша явно тянет. А еще надо дойти до дома, укрываясь от бомбардировок.

Адресная книга «Водоканала» 40-х годов — как памятник героизму работников предприятия. Здесь бережно записаны все аварии на трубопроводе.

1941 год — полторы тысячи выездов спецбригад. В колонке записан характер разрушений — авиабомба. Время устранения — 2 часа 50 минут. Несмотря на отсутствие спецтехники, в блокадном Ленинграде были вынуждены работать быстрее, чем сейчас в Петербурге.

Читайте также