Блокадная несправедливость

23.01.2009, 17:30

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Госдуме почти год не могут принять поправки в закон «О ветеранах». Они позволили бы выплачивать вторую пенсию тем, кто жил в осажденном Ленинграде менее четырех месяцев.

Ровно 20 лет назад был учрежден знак «Жителю блокадного Ленинграда». Впоследствии награда стала и финансовым подспорьем. Все, кто награждены, получают вторую пенсию.

Но вручали этот знак только тем, кто прожил в осажденном городе не менее четырех месяцев. Получалось, если человек родился в последние четыре месяца в блокаде, то он не житель блокадного города. Споры на этот счет продолжались долго.

В итоге решили внести изменения в закон, который к тому времени перешел в федеральное ведение. Поправки, подготовленные петербургскими парламентариями, лежат в Госдуме с марта 2008 года. И пока депутаты думают, каждый год умирает на 15 тысяч блокадников. В Петербурге нового закона ждут две тысячи человек.

С несколькими блокадниками встретился корреспондент НТВ Александр Драугялис.

Людмила Николаевна показывает, где родилась. Старое здание давно снесли и перестроили. Она появилась на свет где-то здесь, в одной из квартир рядом с печкой-буржуйкой. В ноябре 43-го до роддома можно было не добраться. Акушерка пришла на следующий день. Посмотрела и решила: если ребенок не плачет, значит, не дышит.

Людмила Беседовская, житель блокадного Ленинграда: «Акушерка и говорит моей маме: „Ребеночек-то мертвенький у Вас“. Она настолько привыкла к этому. А бабушку эта фраза настолько покоробила, обидела, что она ответила: „Да, как это так, мертвенький? Он будет жить долгие-долгие годы“».

Людмила Николаевна выжила. Рядом — Антонина Николаевна. В 43-м ей было 6 лет. Она помнит соску сестры — хлебные крошки, замотанные в тряпку. Теперь у Антонины Николаевны есть льготы и латунная медалька — знак «Жителю блокадного Ленинграда».

У Людмилы Николаевны льгот нет. По закону, чтобы их получить, она должна была прожить в блокаде четыре месяца. Но блокада кончилась через 60 дней после ее рождения.

Антонина Николаева, житель блокадного Ленинграда: «Все блокадники, все одинаково. Не важно, сколько дней, 900 или 800. Если ты прожил ты в этом аду, имеешь право. А для них это — самый существенный кусок жизни, о котором они никогда никому не расскажут. Потому что говорить-то не умели. И сейчас рот затыкают».

Норму выдачи льгот пытались отменить несколько раз. Шестнадцати лет для этого не хватило. Сначала Владимир Яковлев, а затем и Валентина Матвиенко законопроект питерских депутатов отклонили. А в 2005 году все жители блокадного Ленинграда стали федеральными льготниками.

И теперь изменить закон могут только депутаты Государственной думы. Последний запрос из Законодательного собрания в Москву был отправлен в октябре 2008-го. Документ стоит в очереди на рассмотрение уже почти год.

Игорь Высоцкий, председатель комиссии по делам ветеранов Законодательного собрания: «Эти люди заслужили и я думаю, что мы сможем 25–26 января, когда будем в стенах Заксобрания поздравлять блокадников, донести решение комитета по делам ветеранов Госдумы. В это время наступят сроки рассмотрения наших инициатив».

Решение вопроса как всегда упирается в деньги. Это 92 миллиона рублей из федерального бюджета ежегодно. Сумма, в общем-то небольшая, но и логику законодателей, которые тянут с принятием поправки, понять можно.

Сейчас по всей России неучтенных блокадников остались около 4 тысяч человек. С каждым годом их становится только меньше. Поэтому если подождать, можно, наверное, немного сэкономить.

Читайте также