Над Берлином парят «Валькирии»

22.01.2009, 20:22

Видео программы «Сегодня»

Пока в США объявляют номинантов на «Оскар», в Германия состоялся показ картины о неудачном покушении на Гитлера в 1944 году.

В Беверли-Хиллз объявили номинантов на «Оскар» 2009 года. Главную награду — «Лучший фильм года» — будут оспаривать пять картин: «Миллионер из трущоб», «Чтец»,«Харви Милк», «Загадочная история Бенджамина Баттона» и «Фрост против Никсона».

Среди претендентов на статуэтки и лента российского режиссера Тимура Бекмамбетова «Особо опасен». Она фигурирует в номинациях -«Звуковой монтаж» и «Сведение звука».

Еще одна громкая премьера сезона в «оскаровские» списки не попала, хотя с газетных полос по прежнему не сходит. Сегодня фильм «Операция „Валькирия“» показали, возможно, самой адресной аудитории — немцам.

Для них это не просто очередной блокбастер с Томом Крузом, а экранизация одного из самых драматических эпизодов в новейшей истории страны. Речь о неудачном покушении на Гитлера в 1944 году.

Как приняли фильм в Германии, узнал собкор НТВ Андрей Шилов.

Рекламный ролик «Валькирия» с Томом Крузом давно крутили в немецких кинотеатрах. Долгожданная европейская премьера, конечно, состоялась в Берлине. Нет ничего обычнее красной дорожки, но для Германии сегодня нет ничего особеннее: фильм о графе фон Штауффенберге, организаторе одного из покушений на Гитлера.

Том Круз, актер, исполнитель главной роли: «Прежде всего мы должны представить публике развлечение. Но очень важна и точность в изложении исторических событий. Когда о них читаешь, это просто напряженный триллер».

В этом-то все и дело. Для Германии Штауффенберг — это светлая страница в темном прошлом, а для глобального Голливуда — так, обычная история борьбы добра со злом. Хорошо еще создатели фильма не пошли на сознательный скандал. В Германии представить, чтобы на стандартном постере было изображено не только добро (Штауффенберг), но и зло (Гитлер), просто невозможно.

Покушение на Гитлера 20 июля 1944 года было не первым и не единственным. Фюрера спас тогда массивный дубовый стол, его лишь ранило. Но это был заговор высокопоставленных военных, людей, начинавших карьеру как искренние нацисты, часть элиты. Немцам важна эта эволюция, без нее фильм кажется странным.

Брайан Сингер, режиссер фильма: «Я могу понять скептицизм. Например, если б какие-то немцы приехали в США делать фильм об Аврааме Линкольне, мы бы тоже, наверное, так же реагировали. Ноя бы доверял режиссеру, решившемуся снять такую картину. И единственное, что меня задевало: они что, считают, что я делаю плохое кино?»

Дело не в режиссере, а в звезде. Круз — приверженец церкви сайентологов, а в Германии ее считают фирмой по отмыванию денег. Минобороны ФРГ поначалу не разрешило Крузу съемки на исторических объектах. Потом передумали — все-таки преследование человека из-за личных взглядов напоминает как раз времена нацистов. И даже дали денег — почти 5 миллионов евро.

Томас Бердинг, кинокритик: «Это типичный голливудский триллер, где есть один герой, который поднимает других на борьбу с Гитлером. Хотя на самом деле дело обстояло не так, но Голливуд есть Голливуд».

Лицом удивительно похожий на Штауффенберга, Круз в фильме тоже одноглазый, без правой руки. Сдержанная игра, немецкая речь — фильм дублирован — создают полную иллюзию того самого подполковника, именем которого в Германии называли школы. А рядом с Крузом в эпизоде играет внук героя.

Филипп фон Шультес, внук графа фон Штауффенберга, исполнитель эпизодической роли в фильме: «Это теперь не только история моей семьи, и это естественно. Но я не думаю, что это плохо. Мне вообще-то понравилось. А когда проект такой большой, то историю узнает весь мир».

Как и родственникам казненного Штауффенберга, теперь всей Германии приходится мириться с тем, что это интересно не только одной стране. В Соединенных Штатах фильм по сборам занял четвертое место, а в Берлин Том Круз прилетел с азиатской премьеры из Южной Кореи.

Читайте также