Грязь во спасение?

22.01.2009, 20:07

Видео программы «Сегодня»

В Москве прошла пресс-конференция с почти мистическим названием: «Противоледные реагенты: мифы и реальность».

Сегодня в Москве прошла пресс-конференция с почти мистическим названием: «Противоледные реагенты: мифы и реальность». Руководство Департамента жилищно-коммунального хозяйства пыталось в очередной раз доказать, что зимние химикаты избавляют москвичей от многих более серьезных проблем.

Такие обсуждения начинаются в Москве и Санкт-Петербурге каждую зиму. И каждую зиму мучимые дорожной грязью водители и пешеходы не устают вопрошать: может, достаточно просто чистить снег, а не превращать его в мутную жижу? Может, посыпать асфальт гравием, а не химией? Может, кто-то наконец объяснит, почему в остальной России и в других северных странах прекрасно обходятся без такого ноу-хау?!

Корреспондент НТВ Айрат Шавалиев послушал ответы.

Машина для него и средство передвижения, и профессия. Сергей Асланян — автомобильный журналист. Пока он записывал программу на радио, в Москве подморозило и коммунальные службы, говорит он, уже успели нахимичить.

Сергей Асланян, автомобильный обозреватель: «Когда нужно экстренно тормозить или объехать внезапно возникшее препятствие, а на дороге каша из реагентов и между шиной, пусть даже зимней, и асфальтом есть еще какая бы то ни было химия, реагент в этой связи уж точно не улучшает ситуацию на дороге».

Это он про химическую противообледенительную жидкость для дорог. Поливать или не поливать — мало какой городской вопрос вызывает такие же споры.

Андрей Цыбин, руководитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы: «Все крупные мегаполисы мира не обходятся без применения реагентов. Это уже, так сказать, исторический такой факт».

Городские службы созвали сегодня целую пресс-конференцию, чтобы успокоить москвичей. ГИБДД тоже на стороне реагентов.

Игорь Исаев, заместитель начальника ГИБДД г. Москвы: «По итогам 2008 года у нас идет сокращение в городе количества ДТП. Также есть сокращение показателей аварийности, таких как числа погибших и раненых».

Чем только в прошлом не травили московские дороги… Песок вместе с солевым раствором убивал все живое вокруг трассы и забивал канализационные люки — пришлось отказаться. Теперь то, что льется из машин коммунальных служб, имеет сложную химическую формулу.

Дмитрий Хомяков, заведующий кафедрой факультета почвоведения МГУ им. М. В. Ломоносова: «Это 28-процентный раствор хлористого кальция или комбинированные продукты, содержащие хлористый кальций и хлористый натрий».

Журналистам показали сегодня лабораторию, в которой анализируется состав снега с московских дорог — все безопасно, в пределах нормы. У противников реагентов аргументов не меньше. Один из главных — химия бесполезна.

Сергей Асланян, автомобильный обозреватель: «Есть определенные проблемы с проездом по дороге, на которой присутствует какая бы то ни было химия. Во-первых, ухудшается сцепление шины с асфальтом, во-вторых, увеличивается тормозной путь».

Более того, из-за реагентов, говорят скептики, машины на дороге словно покрывается пленкой, которую защитной не назовешь.

Что бы ни говорили власти, водители больше доверяют своим глазам: они видят за рулем все хуже из-за страшной грязи, которая налипает на стекла. Жидкости для мытья стекол уходит все больше, жалуются они, и еще не каждая жидкость с этой грязью может справиться.

Леонид Ольшанский, вице-президент движения автомобилистов России: «Я за гигантские деньги в долларах купил жидкость незамерзающую, которую брызгает мой водитель в бачок для лобового стекла. Не берет эту грязь ни жидкость, ни дворник. Это такая страшная химия, что ее ничто не берет».

Жидкость для стекол дорожает каждый месяц — то ли из-за повышенного спроса, то ли из-за стоимости этилового спирта, который входит в ее состав.

А некоторым автолюбителям приходится тратить деньги еще и на врачей. Так, аллерголог Евгения Степанова считает, что стояние в многочасовых пробках вредно не только для нервной системы.

Евгения Степанова, врач-аллерголог: «Раздражает слизистую дыхательных путей, раздражает кожу, вызывает постоянный насморк, чихание, кашель, зудящие высыпания и просто любые сыпи».

Российские регионы выкручиваются как могут. В Красноярске при минус 30 химия уже бесполезна — спасает положение старый добрый песок.

Сергей Бекиш, директор муниципального автотранспортного предприятия: «Наиболее эффективный способ — это песок. Такой старый, как говорится, испытанный дедовский метод».

А в Санкт-Петербурге, втором мегаполисе страны, без реагентов никуда, что и вызвало недавно грандиозный скандал. 90 жилых домов в Купчине остались без электричества — вырубилась подстанция. Оказалось, что виной всему ближайшая автодорога — химическая взвесь с трассы осела на трансформаторах и вывела их из строя.

Игорь Федотов, главный инженер «МЭС Северо-Запада» г. Санкт-Петербурга: «Наша версия, которую я считаю наиболее вероятной, такова — унос химических реагентов, применяемых дорожниками на кольцевой дороге».

Зарубежный опыт, на который любят кивать и противники, и сторонники реагентов, тоже различен. В США их не используют вовсе и получают паралич движения при малейшем снегопаде. В Скандинавии реагенты тоже не в почете.

А в Германии химические смеси используют, но в случае крайней необходимости, если невозможно почистить дороги с помощью специальной техники. У нас только техникой не обойдешься.

Сергей Асланян, автомобильный обозреватель: «Химию же проще вылить. Это, во-первых, выгоднее экономически, во-вторых, сильно упрощает процесс».

Но зарубежный опыт не вполне подходит, ведь Москва — самый крупный город на Земле, расположенный в столь северных широтах. Поэтому этот своеобразный спор химиков и лириков рискует оказаться вечным.

Читайте также